Главная » Что меня вдохновляет » Маленькая смерть на сцене Большого театра

Маленькая смерть на сцене Большого театра
автор: Tatyana / дата: 2016-03-11

2 марта 2016 года на сцене Большого театра оперы и балета Беларуси состоялась премьера одноактного балета «Маленькая смерть», поставленного на музыку Моцарта хореографом из Нидерландов Иржи Килиана.

Уже с первых аккордов музыки и появления шести танцовщиков в одних плавках, больше похожих на обрезанные кальсоны телесного цвета, в зале раздались перешептывания и приглушенные смешки: «Ого, ничего себе»!

балет Маленькая смерть

сцена из балета Маленькая смерть

Почитав в антракте программку о спектакле и постановке с некоторыми кадрами из него, я уже приблизительно знала, что это будет очень откровенный балет, а потому особого удивления не выказала.

Несмотря на то, что мне больше по душе классический балет с более красочными костюмами и сюжетной линией, нельзя было не отметить превосходную хореографию и некую одухотворенность в исполнении. Впрочем, сама концепция и задумка балета меня поразили, пробудив очень много философских мыслей о жизни, отношениях мужчин и женщин, смерти, а также войнах и вражде.

Почему маленькая смерть?

Название балета произошло от французского выражения «petite mort», которое служит поэтическим и вместе с тем довольно странным, но метким, способом обозначения экстаза во время полового акта. Оказалось, во французском и ряде других языков, для обозначения оргазма иногда используется идиоматичное выражение «маленькая смерть».

Именно это явление и пытались выразить в танце шесть мужчин в «полукальсонах» и шесть женщин в корсетах телесного цвета, которые при сценическом освещении казались обнаженными. Думаю, что такова и была задумка.

Правда, поначалу женщины появились за темными пышными ширмами, напоминавшими бальные платья прошлых лет. Последние катились на колесиках в такт с движениями балерин. Этакий символ оков цивилизации. Впрочем, эти «оковы» вскоре были сброшены, не устояв перед чувственной страстью, изображенной в виде огромного покрывала, волнообразными движениями набрасываемыми на всю сцену. Стоило покрывалу исчезнуть, и на сцене оказались полуобнаженные пары, медленно увлекаемые ритмом любовного танца.

Почему же момент наивысшего наслаждения в жизни людей вдруг обрел такое странное название и стал ассоциироваться со смертью? По словам самого хореографа, в момент удовольствия (или в момент потенциального создания новой жизни), экстаз служит своего рода напоминанием о конечности нашей жизни и об ее быстротечности, а также о том, что смерть всегда дышит нам в затылок.

маленькая смерть

Сложная хореография и точно выверенная пластика балета Маленькая смерть

Для своей хореографической постановки Иржи Килиан, которого еще именуют «танцевальным Пикассо», использовал два медленных фрагмента из двух самых знаменитых концертов Моцарта для фортепиано. Он нарочно вырезал быстрые движения, оставив только медленную музыку, беспомощную, словно изуродованные тела, предстающую перед слушателями и зрителями. По признанию самого хореографа, это против всяких правил, но, тем не менее, было решено сделать именно так. Ведь мир вокруг нас далек от идеального и правила постоянно нарушаются. Иржи Килиан также решил не отставать от этой общей тенденции.

Ведь с тех пор как Моцарт создал свою божественную музыку, и до сегодняшнего дня, в мире произошло множество войн, и пролились реки крови под «Мостом времени». Для того, чтобы продемонстрировать мужскую потенцию и жажду власти (обладания), в композиции были символически задействованы шпаги.

Итак, на протяжении всей нашей жизни нас всегда сопровождает «Смерть», иногда она «маленькая», а иногда «большая», но именно она является самым верным нашим спутником от рассвета и до заката нашей жизни.



2 комментария на «“Маленькая смерть на сцене Большого театра”»

  1. Аватар мария:

    «Если можешь не писать — не пиши» — первая мысль, которая пришла в голову после этой рецензии

    • «Ни уму — ни сердцу» — первая мысль, которая посетила меня после прочтения Вашего комментария. Если уж Вы бросаетесь громким «Фе», тогда не мешало бы еще и мотивировать свою точку зрения. Кстати, это не рецензия! Я не занимаюсь освещением балетов в качестве автора на платной основе, не принадлежу к сообществу светских львиц и снобов, которые выражаются витиевато и непонятно. Я — обычный зритель, который с детства влюблен в Большой театр оперы и балета и посещает его регулярно. Это мой отзыв на моем личном блоге, не претендующий на место в первом ряду светской хроники.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика