Главная » Арабская цивилизация » Религия в жизни мусульман

Религия в жизни мусульман
автор: Tatyana / дата: 2020-03-05

Я изложил факты, которые могут свидетельствовать как в пользу полигамии, так и против нее.

Продолжение поста Жизнь в гареме

Отрицательные стороны часто наблюдаются в гаремах высокопоставленных турков, где гораздо чаще переплетаются политические, нежели любовные интриги. Однако подобное исключается в семействах среднего класса.

Кайруан
Древняя мечеть Кайруана, по фотографии.

Взявшись судить о жизни в гаремах по историям, аналогичным той, которую я здесь привел, стоило бы оценить значение моногамии европейцев, вспомнив о тех скандалах, которые ежедневно раздаются в залах суда, или оценить нравственные принципы духовенства исходя из процессов, возбужденных против некоторых его представителей ввиду нарушения данных ими нравственных обетов.

Из всего многообразия представленных мною мнений и фактов, я полагаю, что у моих читателей определенно сложится мнение, что полигамия является великолепным общественным институтом; что чувство привязанности к семье, нравственность и соблюдение высоких моральных принципов больше развиты у полигамных, чем у моногамных народов; и наконец, что ислам стал первой религией, которая значительно улучшила общественное положение женщин. Более почитаемая на Востоке, чем на Западе, зачастую женщина там оказывается образованнее и счастливее.

Религия и мораль

Нами уже была представлена доктрина Корана в том виде, в каком ее излагал Мухаммед тринадцать веков тому назад; однако Коран представляет собой свод писанных законов, и зачастую существует большая разница между написанными предписаниями и тем, как они осуществляются на практике.

Их значение можно оценить лишь по тому действию, которое они оказывают в реальной жизни. Значит необходимо узнать границы возможностей этого действия. Мы сможем это сделать после того, как окунемся в подробности, которые еще не были нами представлены.

Религия мусульман

Оцениваемая с точки зрения влияния, оказанного на людей, религия Мухаммеда не уступает по этому критерию ни одной другой религии. К какой бы расе ни принадлежали народы, где проповедовался Коран, его предписания все также точно выполняются, как и тринадцать веков назад.

Среди мусульман можно встретить безразличных к религии, а иногда и скептиков, но невозможно найти никого, кто бы отважился бросить вызов общему мнению своим несоблюдением фундаментальных предписаний религиозных догм, таких как пост и молитва в мечетях.

Пост в священный месяц Рамадан не настолько строг, как тот, которого придерживаются некоторые христиане и, тем не менее, его соблюдают все мусульмане с самой тщательной точностью. То же самое касается и молитвы.

Предписания Корана

Во всех регионах Азии и Африки, где мне довелось побывать, я всегда наблюдал, что это фундаментальное предписание Корана всегда в точности выполняется.

Когда мне случилось переправляться через Нил в сопровождении группы связанных арабов, состоящих из арестованных за различного рода преступления людей, я был крайне изумлен при виде того, как эти люди, бросившие вызов всем общественным законам, презрев даже самые страшные наказания; тем не менее, не осмеливались бросить вызов законам Пророка. Когда наступал час молитвы, все они поднимали свои цепи, чтобы упасть на колени, почитая наводящего на них ужас Аллаха.

Чтобы понять эти народы, которые обычно практически не понимаются европейцами, нужно всегда помнить об этом огромном постоянно возрастающем количестве религиозных предписаний, довлеющих над жителями Востока.

Религия, чье влияние весьма слабо ощущается нами, напротив оказывает на эти народы преобладающее действие, и исключительно религией можно воздействовать на их сознание. По сути, именно благодаря религии удалось поднять их во время последней революции, которая обагрила кровью Египет.

Мне еще никогда не доводилось так четко осознавать, как трудно прийти к пониманию идей, которыми руководствуется другой народ, как в тот момент, когда я увидел, что европейские газеты представляют, будто арабы Египта сражаются за политические права, которые, в сущности, были абсолютно чужды для их понимания.

Привыкшие повиноваться капризам Аллаха, они так же легко готовы подчиняться его представителям на земле. Человек, который возьмется с ними говорить во имя Аллаха, всегда может быть уверен, что они будут ему повиноваться, а единственный вопрос, который они могли бы задать себе, – это насколько хорошо этот человек говорит во имя Аллаха.

Будь он скептик или верующий, сторонний наблюдатель должен уважать эту глубокую веру. Она когда-то позволила арабам завоевать весь мир, а сегодня она дает возможность им выносить с самым полным смирением все превратности судьбы.

Подобные верования вызывают у толпы те счастливые иллюзии, которые создают картину счастья. Давая им надежду на вечное счастье в будущей жизни, в котором им отказано в настоящем, они ограждали их от черных разочарований и яростного сопротивления, которое порождают эти разочарования.

Те же, кто пренебрегают подобными иллюзиями, если уж быть последовательными, должны бы были пренебречь любыми из них, и также презреть славу, амбиции, любовь и все те почитаемые или очаровывающие химеры, в погоне за которыми мы проводим нашу жизнь, и которые, в сущности, сами являются иллюзиями.

Однако эти иллюзии до сих пор были наиболее могущественным двигателем поведения человека, а мыслитель, который смог бы изобрести способ, замещающий их, еще не родился.

Продолжение читайте в посте Религиозные церемонии ислама



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика