11 июня 2016 года на сцене Большого театра оперы и балета РБ состоялась премьера балета «Любовь и смерть», прошедшая в рамках белорусско-азербайджанского культурного проекта. Музыка к балету была написана выдающимся азербайджанским композитором и деятелем культуры Поладом Бюль-Бюль Оглы, который присутствовал в зале театра во время премьеры и под бурные овации поприветствовал зрителей.
История создания балета Любовь и смерть
Композитор балета «Любовь и смерть» Полад Бюль-Бюль Оглы, будучи очень занятым человеком (с 2006 года – посол Азербайджана в РФ, а до этого на протяжении 18 лет – министр культуры Азербайджанской Республики), над своим произведением трудился, в основном, по ночам в течение двух лет. По словам самого композитора, музыка к балету буквально была выстрадана. Замысел балета родился в его голове в 2000 году, когда в Азербайджане под эгидой ЮНЕСКО отмечали 1300-летие старинного тюркского эпоса «Китаби Деде Коркут» («Книга моего деда Коркута»). Полад Бюль-Бюль Оглы, как министр культуры, постоянно находился в самом эпицентре праздничных мероприятий. В какой-то момент у него возникло желание отразить все это в более крупной форме. Так и родилась идея создать балет по древнему тюркскому эпосу.
Балет задуман как противостояние любви и смерти, а потому в нем очень много символизма и национального колорита, необходимого для передачи основной идеи древнего сказания.
Балет Любовь и Смерть кратко
Как уже упоминалось в основе сюжета балета «Любовь и смерть» – древний тюркский эпос, который сам по себе просто изобилует сюжетными линиями. Однако для постановки балета была выбрана тема любви в противоборстве со смертью. Как и сам эпос, спектакль о том, что Смерти, как таковой не бывает. Она незримо присутствует, но жизнь всегда возрождается, например, в хороших делах и поступках.
Все начинается с того, что молодой юноша Азер встречает Байджан (вместе их имена обозначают Азербайджан) и между ними вспыхивает чувство Любви. Во время свадьбы Азер выпускает стрелу по древнему обычаю (для обозначения места свадебного шатра), но вскоре приносят тело юноши и свадьба прерывается. Нашествие капчыков разлучает влюбленных. Байджан похищают, Азер попадает в плен, разыскивая ее.
Хан Гара-Мелик, осматривая пленных и добычу, замечает красавицу Байджан. В этот момент его прислужники вводят пленного Азера. Влюбленные бросаются друг другу в объятия. Хан разгневан и велит приковать Азера к скале, а девушку – отправить в гарем.
Хан пытается добиться любви от Байджан, но та отказывает ему, и в гневе тот бросает ее в объятия Смерти. Любовь наделяет Азера невероятной силой, он вырывается, побеждает воинов хана и его самого. Однако вместо любимой находит лишь ее платье и цветок. Горе вынуждает его пойти на сделку со Смертью: в обмен на его жизнь Смерть отпускает Байджан. Единственным утешением для девушки служит оставленный Азером цветок. Любовь помогает ей превратить его в большой красивый сад, который каждой весной напоминает людям об истории любви Азера и Байджан.
Да, очень красивый балет. Конечно, отличается от привычной нам школы классического балета, но зато пронизан таким национальным колоритом, что просто ощущаешь будто перенесся на Восток.
Вы правы, мне также понравился балет именно своей необычностью и передачей культурного наследия Азербайджана