Еще до шедевра Пуччини сказание о жестокосердной китайской принцессе привлекало людей искусства. Так, Французский композитор А.Р. Лесарж написал комическую оперу «Китайская принцесса», обогатив сюжет сказки восточной стилистикой. К. Гоцци под влиянием этой оперы создал свою знаменитую фьябу «Принцесса Турандот».
Заинтересовался сюжетом и немецкий поэт Шиллер, создавший трагедию, благодаря которой китайская принцесса появилась и блистала на театральных сценах всей Европы в течение всего 19 века.
Для Пуччини работа над этой оперой стала последней. У него появились симптомы рака горла, который унес его жизнь, раньше, чем он успел закончить свою потрясающую оперу. Друг композитора выдающийся дирижер 20 века Тосканини посоветовал ему поручить завершение оперы своему ученику Ф. Альфино.
Именно он и закончил писать, по черновым наброскам к тому моменту уже покойного Пуччини, «великий дуэт» и финальную сцену в 3-ьем действии. Во время первой постановки Турандот в театре Ла Скала 25 апреля 1926 года Тосканини прервал оперу на последних аккордах, написанных Пуччини, – последней Арии Лиу перед самоубийством и хоре «Прощай, Лиу» – и, отложив свою дирижерскую палочку, произнес: «На этом месте смерть прервала работу над оперой, которую маэстро не успел завершить».
По признанию самого композитора в письме к Р. Симони от 25 марта 1924 г., он вложил в эту оперу всю свою душу. «Турандот», действительно, одна из самых чарующих и завораживающих опер в репертуаре Большого театра опера и балеты Республики Беларусь. Ее не зря называют величайшим произведением Пуччини, одним из лучших его творений. Будучи последней работой великого композитора, эта опера вобрала в себя всю зрелость его мастерства.
История создания оперы «Турандот»
Впервые над созданием будущей великой оперы Джакомо Пуччини задумался в 1920 году. Он был увлечен идеей создания «синтетической» оперы, которая бы сочетала в себе эмоциональность драмы и яркий комедийный сюжет наряду с трепещущей лирикой. Тогда же его и привлек сюжет восточных сказаний, повествующий о жестокой принцессе.
Изменение сюжета Турандот
Я с большим удовольствием посмотрела эту оперу около пяти лет назад. И вот решила снова испытать тот же восторг и восхищение, которые испытала во время первого знакомства с ней. Из всех опер Дж. Пуччини «Турандот» – моя любимая. Привлекает она меня своим изобилием хорового исполнения. Даже две красивейшие арии в ней чередуются с хоровым звучанием. Композитор в этой опере большое внимание уделяет толпе, которая у него обретает голос и мощь. Именно поэтому мне было непонятно, почему вдруг понадобилось менять сюжет «Турандот». В прежней версии, какой я запомнила эту оперу, она заканчивалась трагично.
Жестокосердная принцесса оставалась одна на площади в слезах, покинутая всеми. В новом прочтении оказалось, что Калаф простил ей все, – гибель служанки Лиу и все пережитые им унижения. Он все равно изливает ей душу, делает все, чтобы добиться от нее взаимной любви. Рискуя собственной жизнью, называет ей свое имя, которое она тщетно пыталась узнать, натравив на отца Калафа и его служанку Лиу разгневанную толпу. Иными словами, Турандот, получила над ним безграничную власть. Она могла, согласно уговору, погубить его, но предпочла Любовь, именем которой и окрестила своего избранника, громко озвучив его перед толпой.
Тем самым, трагичный финал оперы внезапно превратился в голливудский хеппи-энд, застав меня врасплох. У меня тут же возникла масса вопросов. Как же так? Принцесса погубила столько невинных людей, стала причиной трагичной гибели служанки Лиу и за все свои преступления получила Любовь в награду? Калаф предстал каким-то бесхребетным волокитой за дамской юбкой. В угоду своей безумной страсти, он отвернулся от отца, пренебрег гибелью девушки, которая ради его спасения пожертвовала своей жизнью. Если не считать разочарования от непонятной и не вполне логичной концовкиу, сама опера, музыка и исполнители произвели на меня огромное впечатление, сравнимое с тем же восторгом, какой я испытала при первом ее просмотре.
Добавить комментарий