«Арабы – утверждает Гердер – сохранили патриархальные нравы своих предков; они могут, по странному контрасту, быть и кровожадными, и раболепными, суеверными и восторженными, склонными к верованиям и вымыслу, они кажутся одаренными вечной юностью, способными на великие дела, если вдохновятся новой идеей. Свободный, щедрый и гордый, араб в то же время вспыльчив и полон отваги. В нем можно обнаружить добродетели и пороки его нации; необходимость обеспечивать свои нужды самому делает его активным; он терпеливо переносит любые страдания, которые выпадают на его долю.
Характер кочевых арабов Аравии
Он любит независимость, как единственное благо, которым он может наслаждаться, но воинственно настроен из-за ненависти к любому господству над ним. Строгий к себе, он становится жестоким к другим и часто проявляет жажду мщения.
Созвучность их положения и чувств вдохновило во всех одинаковое видение чести; меч, гостеприимство, красноречие принесли им славу; сабля ‑ единственная гарантия их прав, гостеприимство означало для них понимание законов человечности, а красноречие, за неимением письменности, служило окончанием распрей, которые не разрешались с помощью оружия».
Десвержер заметил: «Возможно, самые выдающиеся черты арабского характера это внутреннее сочетание жажды наживы и горячего гостеприимства, захватнического и свободолюбивого духа, жестокости и рыцарской щедрости, что поочередно являет самые противоположные качества, и во время рассказа о них многократно вызывает у слушателя чувства восхищения и порицания. Едва ли можно постичь разумом все эти постоянные непоследовательные поступки, если не поставить себя на место этой нации, изолированной и вынужденной довольствоваться жизнью на самой бесплодной земле. Бедность их территории служила оправданием для их грабежей; лишенные обильных урожаев и богатых пастбищ, которые обеспечивали нужды других народов, они восстанавливали справедливость, открыто демонстрируя силу, и считали каждый атакованный караван той долей блага, которую им остались должны при разделе земли. Не делая различий между войной и засадой, вооруженный грабеж кажется им правом завоевания: обобрать путешественника так же достойно, как и взять штурмом город или опустошить страну. Подобные склонности не заслуживали бы никакого сочувствия, если бы они не искупались благородными добродетелями. Этот же воин, у которого жажда войн и грабежа, желание мщения, уязвленное самолюбие приводили к проявлению небывалой жестокости, становился в своем шатре преданным гостю хозяином, источающим любезности. Угнетенный, ищущий его защиты или полагавшийся на честь хозяина человек, принимался не только как друг, но и как член семьи. Жизнь гостя становилась священной, и хозяин готов был заплатить своей собственной, защищая гостя, даже если он обнаруживал, что чужестранник, сидящий у его очага, был его врагом, которому он неоднократно желал смерти. Пожалуй, показалось бы бессовестно отбирать силой или ловкостью верблюда у своего соседа, чтобы оказать своему гостю более гостеприимный и щедрый прием, но щедрость всегда была добродетелью арабов, которую они ценили превыше всех остальных и считали достоянием своей нации».
Я бы еще добавил к вышесказанному, что арабские кочевники, не только в Аравии, но и в Сирии и Африке, обладают еще одной отличительной чертой характера – чувством независимости, доведенным до такой наивысшей степени, которую европейцу даже трудно было бы себе представить.
По книге Г.Лебона История арабской цивилизации, перевод с французского
Добавить комментарий