Среди сооружений этого периода мне бы хотелось особо отметить мечеть эмира Ахора, которая имеет исключительно грациозный купол.
Продолжение поста Мечеть султана Хасана
Особый интерес представляют также следующие сооружения:
Мечеть султана Баркука
Погребальная мечеть Баркука (784 год по хиджре, 1384 год н.э.) построена из чередующихся белых и красных камней правильной кладки, она относится к ряду памятников, о которых мы будим говорить далее и которые носят имена гробниц халифов. Ее минарет, наряду с минаретом мечети Каит-бея, представляет собой наиболее яркое выражение арабского искусства в данном жанре построек. Купола, немного суженные у основания, поражают своей элегантностью.
Если смотреть изнутри, купол, который укрывает гробницу Баркука, имеет внушительный вид. Он соединяется с углами квадратного зала, который поддерживает его при помощи парусов свода, образованных сталактитами, производящими потрясающий эффект.
В мечети Баркука имеется великолепный престол для проповедей, вырезанный их мрамора. Это настоящее кружево из камня, несомненно, является одни из наиболее выдающихся шедевров арабского искусства. Позволить разрушиться подобным шедеврам и дать разорить их первому пришедшему сюда поистине является варварством, которому нет прощения.
Мечеть Аль-Муайада
Мечеть Аль-Муайада (818 год по хиджре, 1415 год н.э.). Эта мечеть, взятая в своем ансамбле, несколько уступает предыдущим, поскольку она слишком перегружена различными деталями декора; но по своей орнаментации она может быть отнесена к одной из наиболее богатых мечетей Каира. На сегодняшний день она полностью заброшена, и вскоре станет, как и большинство других упомянутых мною сооружений, лишь грудой руин. Я там заметил кессонные потолки, резные, крашеные и позолоченные, которые сегодня крайне редко встречается в Каире; портики с колоннами, увенчанными стрельчатыми аркадами и сужающимися у основания, красивые стрельчатые окна, окруженные надписями и искусно выложенные мозаикой.
Погребальная мечеть Каит-бея
Погребальная мечеть Каит-бея (872 год по хиджре, 1468 год н.э.) примечательна, прежде всего, своим куполом, покрытым обильным переплетением арабесок, а также рельефными скульптурами и великолепным трехэтажным минаретом.
Минарет покрыт скульптурами и может расцениваться как последнее выражение арабского искусства. Здесь можно увидеть, с каким художественным чувством арабы использовали выступы, то есть, каменные выпячивания: консоли, карнизы, галереи и т.д., которые, выходя за линию стены, придают минарету изящный вид, которого так не хватает цилиндрической или квадратной башне.
Мечеть Каит-бея относится, как и мечеть Эль-Баркука, к ряду разрушенных сооружений, обычно просторечно обозначаемых именем гробниц халифов. Большинство относится к периоду черкесских мамелюков. Они находятся на песчаной равнине, недалеко от Каира, и их ансамбль представляет собой самую впечатляющую картину, которую мне когда-либо доводилось видеть. На другом конце города, у подножья цитадели, находится вторая равнина, на которой также размещены погребальные памятники, где можно также увидеть минареты мечетей и купола всевозможных форм. Они относятся к разным эпохам и представляют собой огромный интерес, однако их изучение выходит за рамки данного раздела. Впрочем, этот «некрополь» изображен на одной из наших фотографий.
Продолжение Истории арабской цивилизации читайте в посте Арабская архитектура
Добавить комментарий