В 8-ой главе своего исторического романа «Хроника царствования Карла IX» Мериме ведет остроумный диалог между читателем и автором. Он еще раз высмеивает романтиков, склонных выдвигать на первый план выдающиеся личности, описывая их поведение и строя догадки относительно их глубокомысленных высказываний. Проспер Мериме считает, что подобные попытки лишь искажают исторические факты. Причины исторических сдвигов, по его мнению, стоит искать в нравственной жизни всей страны, изучая умонастроения различных слоев общества.
Именно поэтому в его «Хронике…» так много места уделяется описанию нравов придворного дворянства, верхушке гугенотов и представителям католической церкви. Он мастерски описывает повадки священнослужителей, немецких рейтеров, а также судьбы обычных буржуа и быт простых солдат.
В его понимании Варфоломеевская ночь – это государственный переворот, осуществленный с самого верха и воплотившийся благодаря поддержке широких масс обычных французов.
Замысел Проспера Мериме в «Хронике…»
Роль основного героя должна была принадлежать младшему из братьев де Мержи – Бернару, по изначальному замыслу автора. Однако по мере развития сюжета, главным становится его брат Жорж, гуманист-одиночка, намного опередивший свое время. Существенное внимание в романе уделяется истории его любви к красавице Диане де Тержи. Тем самым, прослеживается романтичное начало, не утратившее своей былой привлекательности для писателя.
Несмотря на лаконизм описания, образ экзальтированной, зачастую импульсивной и страстной аристократки Дианы де Тержи довольно многогранен. Подлинная суть ее натуры, как и самого Бернара, наилучшим образом проявляется в моменты страшных событий Варфоломеевской ночи. Катаклизмы общества превращаются в наивысшие драматические переживания героев. Бернар борется с чувством страха и ужаса, отстаивая свои убеждения, а в душе Дианы любовь одерживает победу над властью общественных предрассудков.
«Хроники царствования Карла IX» – это рассказ о приключениях неопытного дворянина из провинции, который отправляется в столицу. По пути его ограбили собратья по вере – гугеноты – 2 цыганки. В самом Париже ему довелось стать участником дуэли из-за Дианы де Тюржи с Каменжем, самым искусным фехтовальщиком. Затем он бежит в Ла-Рошель, переодевшись монахом. Все эти странствия служат для Мериме поводом представить перед читателем яркие зарисовки французского общества 16 века. Этот юный гугенот обладает чистой и цельной натурой, оставаясь до конца верным унаследованным от отцов вере и своему делу. Впрочем, дело, которому он отдается с таким рвением, проникнуто религиозным фанатизмом и исторической ограниченностью.
Его старший брат Жорж представляет собой натуру более сложную в интеллектуальном плане. Бернар предстает как человек действия, а Жорж – как человек мысли. Долгие размышления позволили ему сделать вывод о том, что любая религия является заблуждением. Он становится атеистом. Жорж влюбился в одну даму, на которую одновременно положил глаз принц Конде (главный представитель гугенотов). Принц потребовал от Жоржа уступить ему, однако тот не поддался уговорам, что сделало их ярыми врагами. Один из прихлебателей принца нанес Жоржу оскорбление, за что получил пощечину, а затем был убит на дуэли. В войске было множество дуэлей, но военачальники обычно на это смотрели сквозь пальцы. Однако Жоржу дуэль не спустили. Его помиловали лишь благодаря вмешательству адмирала. Конде на этом не успокоился. Он приказал ему идти в атаку во главе отряда, намного меньше, чем у противника…
Добавить комментарий