На днях побывала на творческом вечере своих бывших преподавателей – Татьяны и Олега Ойстрах, которые всю свою энергию отдают любимому делу – искусству.
Открытая книга мирового искусства
В ходе встреч во Дворце искусств в рамках проекта «Открытая книга мирового искусства» супруги Ойстрах делятся своими «находками» с благодарными слушателями. Каждая эпоха в истории мирового искусства преподносится ими в совершенно ином, нежели привычное сухое изложение учебников и книг, свете. На глазах у нас (человек 50, собравшихся в конференц-зале Дворца искусств) оживала эпоха правления Петра I, императрицы Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны (старшей дочери Петра).

Первый Зимний дворец, архитектор Доменико Андреа Трезини
Супруги Ойстрах поведали собравшимся, что собой представлял «Художественный мир России времен русских императриц: от Екатерины I до Елизаветы Петровны».
Петр I понимал, что в России ощущается нехватка образованных архитекторов, живописцев и скульпторов, а потому позаботился о том, чтобы доставить ценные кадры из-за границы, обеспечив им достойное жалование.
Так, большей частью своих наиболее выдающихся архитектурных строений Санкт-Петербург обязан итальянскому архитектору Доменико Андреа Тризини, учеником и продолжателем дела которого стал русский архитектор Михаил Земцов. По проектам Тризини были созданы такие великие архитектурные творения, как форт Кроншлот (будущий Кронштадт), Первый Зимний Дворец (который Петр I строит для Екатерины), Летний Дворец Петра I, Петропавловская крепость, Петровские ворота, Петропавловский Собор, Александро-Невская Лавра и др. не менее выдающиеся памятники зодчества.
Сами царственные особы надменно взирали на нас с портретов, на которых их запечатлела кисть итальянских художников – Нантье, Корел де Моора, Луи Каравакка, Луи Токке.
Екатерина I
Сами императрицы представали обычными людьми со своими слабостями и пороками. Так, Екатерина I имела любовников, нюхала табак и очень много пила, что и послужило причиной преждевременной смерти в 43 года. Тем не менее, она была волевой и сильной женщиной. Одного из ее любовников (Вилли Монса) казнили, якобы, за кражи, а царь Петр показал императрице его голову, ожидая вызвать бурную реакцию, но ей удалось сохранить хладнокровие.

Портрет Екатерины I, художник Ж.М.Нантье (1717 г.)
Анна Иоанновна
Анна Иоанновна (племянница Петра I, ввзошедшая на престол после его смерти) вообще любила окружать себя карликами и юродивыми, устраивая целые представления с их участием и приглашая двор на них полюбоваться. Возможно, в присутствии своих уродцев она чувствовала себя красавицей. Эта императрица обожала также охоту и очень хорошо стреляла. При ее правлении в России появилась полиция, а в Санкт-Петербурге стало больше фонарей, что уменьшило число краж и грабежей в темное время суток.

Портрет императрицы Анны Иоанновны, художник Луи Каравакк (1730)
Елизавета Петровна
Следующая императрица Елизавета Петровна (дочь Петра I) сделала две столицы – Москву и Санкт-Петербург равновеликими. Отличалась религиозными нравами и за всю жизнь ни разу не носила одно и то же платье дважды. После ее смерти во дворце насчитали 15 000 платьев (целых и смотревшихся новыми) и ни одной незаштопанной простыни. При жизни она слыла очень осторожным человеком. Куда бы ни приезжала с визитом, всюду ей готовили 3 спальни, и до конца никто не знал, в какой именно она будет спать. Этот страх остался у нее со времен правления Анны Иоанновны, в годы правления которой Елизавета жила вдали от Санкт-Петербурга и не вмешивалась в государственные дела. Боялась, что царствующая императрица может распорядиться об ее убийстве.

Портрет императрицы Елизаветы Петровны. Художник Луи Каравак (1750)
Вот такой был век в истории России, век, когда великое и низменное уживалось рядом.
Добавить комментарий