Самым известным арабским философом, оказавшим самое существенное влияние на Европу, является знаменитый Аверроэс.
Продолжение поста Философия арабов
Обычно его рассматривают только как комментатора Аристотеля; однако мне кажется, что этот комментатор порой превосходит своего учителя, и по большинству вопросов его доктрины были бы приемлемы и в наши дни.
Если его и нельзя назвать свободным мыслителем в современной трактовке этого слова, можно, тем не менее, с полной уверенностью утверждать, что по некоторым темам он придерживался довольно свободных взглядов.
Аверроэс о бессмертии души
Следующие отрывки о бессмертии души, основах нравственности, которые я заимствовал у г-на Ренана, позволят составить мнение о высокой степени независимости суждений Аверроэса:
«Согласно Аверроэсу, мировой разум нерушим и существует вне тела; разум индивидуума обречен на гибель и умирает вместе с телом.
«Он проповедовал неприятие бессмертия и воскресения, концепцию, что человек не должен уповать на иное вознаграждение, кроме того, что он находит в своем собственном совершенстве.
«Отличие индивидуумов заключается в материи, форма же, наоборот, остается общей для многих; более того, именно форма, а не материя является постоянной.
Форма дает названия вещам; топор без острия не является топором, а просто куском железа. Так, только преувеличив, мертвое тело можно назвать человеком.
Следовательно, в общности индивидуум исчезает, однако как представитель определенного типа, т.е. принадлежа конкретному виду, он бессмертен.
«Душа индивидуума ничего не постигает без воображения. Подобно тому, как суть проявляется только при наличии предмета, так и душа думает только при наличии определенного образа. Отсюда следует, что мысль индивидуума не является бессмертной, а если бы она была, то и образы были бы таковыми.
Бессмертный сам по себе разум обречен на исчезновение ввиду условий его существования. Относительно народных мифов о другой жизни, Аверроэс не прячет своего призрения, которые они у него вызывают.
Отказ от наслаждения
«К числу опасных выдумок, говорит он, следует причислить те, которые стремятся рассматривать добродетель только как средство достижения счастья. Отсюда следует, что добродетель становится пустым звуком, поскольку отказ от наслаждения происходит только в надежде получить за это двойное вознаграждение.
Араб будет искать смерть во избежание еще большего зла; Еврей будет ценить доброту других, чтобы получить вдвое больше, Эти сказки служат лишь для того, чтобы запутать сознание народа и особенно детей, не обладая при этом никакими реальными возможностями повлиять на улучшение их сущности.
Я знаю людей, обладающих высокими нравственными качествами, которые полностью отрицают эти выдумки и, тем не менее, не уступают в добродетели людям, которые придерживаются подобных сказок».
Продолжение книги История арабской цивилизации читайте в посте Литература арабов
Добавить комментарий