Начиная с зарождения цивилизации арабов, их философия ограничивалась понятиями практической психологии, которые были сродни эксперименту, не описываемые в книгах, несмотря на то, что они были единственными, используемыми в жизни.
Продолжение поста Универсальный язык
Греки, будучи первыми учителями арабов в различных областях наук, были также их учителями и в философии. Вскоре были переведены Аристотель, Талес, Емпедокл, Гераклит, Сократ, Эпикур и все авторы Александрийской школы.
Во всех областях науки, требующих проведения экспериментального исследования, арабы быстро превзошли своих учителей. Ввиду того, что в то время философия не подчинялась подобным методам, достижения арабов в этой области были едва ощутимыми.
Находя высокую оценку в арабских университетах, философы, тем не менее, встречались с негативным отношением толпы, и, во избежание народных волнений, вызванных их доктринами, халифы были вынуждены на какое-то время высылать их в изгнание.
Противостояние народа, впрочем, имело серьезные основания, поскольку философы отказались от большинства заповедей ислама и принимали только основные догмы, такие как единство Бога и миссии Мухаммеда.
Вместо того, чтобы ограничиться изложением своих идей просвещенным людям, они распространяли их публично и тем самым провоцировали верующих.
Свобода мысли
В самом деле, нужно признать, что арабы были первыми, кто проявил, как это сейчас принято называть, свободу мысли.
Несмотря на большую сдержанность, которую философы, само собой разумеется, вынуждены были соблюдать в своих книгах, им часто не хватало размышлений, которые бы указывали на высокую степень скептицизма.
Так, например, Абулала Тенуки, живший в десятом веке, утверждает, что мир разделен на два сорта людей: одни, имеющие ум, но не имеющие религии, другие – религиозные, но глупые».
Чтобы жить в мире с толпой, арабские философы в конце концов пришли к необходимости отделить религию от науки. Их вывод по этому поводу был очень хорошо сформулирован известным Аль-Газзали, который преподавал в одиннадцатом веке в Багдаде.
«Истины, принятые разумом, говорит он, не являются единственными; есть другие, которые абсолютно непостижимы для нашего понимания; нам необходимо принять их силой, поскольку мы не можем их постичь с помощью логики и известных принципов.
Нет ничего безрассудного в предположении того, что за пределами сферы разума есть другая сфера, сфера божественного проявления; если мы полностью игнорируем ее законы и ее права, то достаточно, чтобы разум смог принять вероятность ее существования».
Продолжение книги История арабской цивилизации читайте в посте Аверроэс
Добавить комментарий