Продолжение поста Фотография и ее значения для исследователя
Оставаться точным является основным условием для фотосъемки; однако воспроизводить предметы нужно в том ракурсе, когда они оказывают на нас наиболее сильное впечатление, что само по себе составляет целое искусство, а так же является фундаментальным условием. Одной только четкости контуров было бы недостаточно, чтобы воссоздать впечатление, аналогичное тому, которое вызывают сами объекты. Я крайне восхищаюсь научным трудом Перро по Египту, но сухие и выцветшие гравюры, которыми он украшен, дают мне о стране и памятниках впечатление, абсолютно отличное от того, которое производит реальность*. Совсем другой цели, по-видимому, пытался достичь автор.
Средства, использованные нами для репродукции фотографий, варьировались в зависимости от эффекта, который мы хотели им придать. Для общих съемок, в которых детали должны исчезать, они непосредственно трансформировались в отпечатки благодаря новым способам фотогравюры. Для съемок, которые должны были передать мельчайшие детали, фотографии гравировались резцом, предварительно нанесенные на дерево без всякого участия художника. В исключительных случаях штриховой рисунок использовался только для того, чтобы показать некоторые очень мелкие архитектурные детали, которые, при использовании других средств невозможно было бы достаточно точно передать.
Иллюстрации Истории арабской цивилизации
Среди 366 иллюстраций этого произведения нет ни одной, которая была бы обязана причудливой фантазии художника. Вместо того чтобы представить документы, где бы воображение играло хоть какую-то роль, мы предпочли практически полностью отказаться от использования великолепных гравюр, взятых из произведений Эберса и Масперо о Египте, которыми располагал наш издатель. Из них мы использовали лишь те гравюры, представленные, к несчастью, в небольшом количестве, которые были выполнены по фотографиям и которые, тем самым, было незачем воспроизводить заново.
Приняв фотографию в качестве фундаментальной основы для нашей книги, мы, тем не менее, не пренебрегали уже существующими документами, если их точность не вызывала у нас сомнений. Так, в частности, мы воспроизвели несколько рисунков Коста, Присса д`Авесна, Джонса и, особенно, авторов двух замечательных трудов, которые в настоящий момент издаются в Испании, о произведениях искусства и архитектуры на Пиренейском полуострове. Впрочем, даже здесь, фотография была незаменима, поскольку рисунки был уменьшены при помощи гелиогравюры.
—————————-
* Читатель, который сравнит иллюстрации процитированной мною книги, изображающие пирамиды, увиденные в Каире, храмы на острове Филос и др. с хорошими фотографиями, легко распознает, насколько отличается производимое ими впечатление и, тем самым, насколько несовершенны такие рисунки (Примеч. Г.Лебона).
Продолжение читайте в посте Конец введения в арабскую цивилизацию
Добавить комментарий