Слово «рабство» вызывает в сознании европейца, который лет 30 назад читал американские романы, образ несчастных, закованных в цепи, подвергающихся ударам кнута людей, которых практически не кормят и которые не имеют другого пристанища, кроме тени тюремных камер.
Продолжение поста Арабские истории
У меня нет желания устанавливать здесь, является ли эта картина рабства, в том виде, в каком оно существовало в Англии и Америке несколько лет назад, достоверной, и вполне вероятно, что владелец раба никогда и не помышлял плохо обращаться с невольником, повреждая тем самым такой ценный товар, каким являлся чернокожий невольник.
Более достоверным фактом является то, что рабство у мусульман сильно отличается от того рабство, которое существовало у христиан,. Положение раба на Востоке было гораздо более выгодным, чем положение домашней прислуги в Европе.
Положение раба на Востоке
Рабы являлись частью семьи и, как мы ранее видели, могли даже взять в жены одну из дочерей своего хозяина и заработать хорошие средства к существованию. Ни одна оскорбительная мысль не связывалась в сознании восточного человека с рабом. Поэтому есть смысл утверждать, что раб на Востоке был ближе своему хозяину, нежели слуга на Западе.
«Рабство на Востоке так мало презиралось, – утверждает господин Абу, – что султаны Константинополя, которые были главами ислама, все были рождены от женщины-рабыни, и ничуть этого не стыдились.
Мамелюки, которые долгое время правили в Египте, продолжали свой род, покупая детей на Кавказе, которых они по большей части усыновляли.
Очень часто могущественный египетский вельможа обучал и образовывал ребенка-раба, который потом женился на его дочери и наследовал все его права. В Каире довольно часто можно было встретить благородных министров, магистров самого высокого ранга, которые в молодости оценивались в полторы тысячи франков».
Все путешественники, которым представился случай серьезно изучить рабство на Востоке, вынуждены были признать, насколько необоснованны и не беспристрастны шумные заявления европейцев об этом явлении.
Лучшим доказательством, на которое можно сослаться, чтобы подтвердить этот факт, является то, что в Египте рабы, которые желали избавиться от неволи, могли запросто получить свободу, заявив об этом перед судьей, однако рабы практически никогда не пользовались этим правом. «Мы не можем скрыть тот факт, – добавляет господин Эбер, – что судьба раба у народов, проповедующих ислам, должна восприниматься как весьма приятная».
Я мог бы с легкостью увеличить число подобных высказываний, но я ограничусь лишь изложением мнений тех авторов, что были впечатлены явлением рабства на Востоке, побывав незадолго до этого в Египте и имея возможность наблюдать это явление воочию.
Продолжение книги Г.Лебона История арабской цивилизации читайте в посте Против рабства
Добавить комментарий