Главная » Арабская цивилизация » Законы общества

Законы общества
автор: Tatyana / дата: 2019-07-15

Мы не далеко ушли от той эпохи, когда, рассматривая значительность этих изменений, и не принимая во внимание последовательность промежуточных форм, которые служили связующим звеном этих высших видов, натуралисты считали, что в различные периоды должны были вмешиваться высшие силы, чтобы их создать.

общество арабов
Воля людей — главная движущая сила формирования общественных институтов

Продолжение поста Общество арабов

По мере своего развития наука доказала, что такие значительные изменения никогда не происходили внезапно, а явились результатом незаметных модификаций, приобретаемых каждым поколением и аккумулировались, передаваясь по наследству, на протяжении многих столетий, что, в конце концов, и привело к таким грандиозным трансформациям.

Воля людей

Раса, среда, условия существования и другие самые различные факторы, среди которых необходимости отводится первое место, а воле людей – последнее, являются главными движущими силами формирования общественных институтов.

И только времени подвластно их закрепить. Когда мы видим народ, обладающий одними и теми общественными институтами на протяжении длительного периода времени, мы можем утверждать, что последние являются наиболее подходящими для данного народа.

Общественные институты

Если для одних народностей самой оптимальным вариантом является свобода, то для других более приемлемым является строгий закон хозяина. Только ограничившись искусственной концепцией понимания вещей, которую дает наше опасное классическое образование, можно вообразить, что общественные институты, превосходно приспособленные веками реорганизаций и усилий к нуждам одного народа, могут быть приспособлены к нуждам любого другого народа.

С тем же успехом можно было бы заставить рыбу дышать воздухом под тем предлогом, что воздушное дыхание наблюдается у всех высших форм животных. В той среде обитания, где млекопитающее обрело бы жизнь, рыба не выжила бы.

Создание законов

Крайняя медлительность, с какой формируются и трансформируются общественные институты народов, приводит к тому, что мы зачастую замечаем эти изменения лишь тогда, когда они связываются с именем какого-нибудь великого законодателя.

Вполне естественно, что в подобном случае мы ассоциируем последнего с созданием того или иного свода законов, который на самом деле является результатом длительной предшествующей работы.

Общественное мнение

Действительная заслуга законодателя состоит лишь в том, чтобы окончательно зафиксировать благодаря своему авторитету обычаи, которые уже наполовину были закреплены общественным мнением, и окончательно упразднить  законы, ставшие бесполезными или опасными и которые, ни будь их, могли бы до сих пор существовать.

Без сомнения, их роль значительно, но выполнима только при условии, что изменения принятые по его инициативе, будут минимальными. Каждый может повторить вслед за Солоном (законодатель в Древней Греции): «Законы, которые я дал афинянам не являются лучшими законами, которые только можно придумать, но они являются лучшими из тех, что они могли бы вынести». Эти так называемые лучшие законы, обязанные своим происхождением

Солону, были выбраны им только среди прежних традиций, которые уже начались формироваться под влиянием общественного мнения и верований. Такова была и роль Мухаммеда. Среди древних арабских общественных образований он смог выбрать те, которые казались наилучшими, и обеспечил их поддержкой своего религиозного авторитета.

Однако свод правил Мухаммеда затронул совокупность традиций, которые он собирался заменить, не более, чем Двенадцать Заповедей затронули древнеримские законы. Когда пророку случилось упразднить древние традиции такие, как убиение новорожденных девочек, этот запрет отвечал мнению большинства и его соблюдали.

Продолжение книги Арабская цивилизация читайте в посте Кодекс законов



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика