ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
ЖЕНЩИНЫ НА ВОСТОКЕ
§ 1. – ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ПОЛИГАМИИ НА ВОСТОКЕ
Понимание сути того или иного социального института любого незнакомого народа возможно лишь при условии постановки себя на место изучаемого народа и абстрагирования от общепринятых идей привычной среды обитания.
Продолжение поста Арабская цивилизация и ее падение
Необходимость в такой мыслительной операции возникает особенно тогда, когда речь идет о таких не до конца понимаемых и вызывающих плохие коннотации институтах, как полигамия. Она входит в число тех институтов, которые подвергались особо острой критике в Европе, и в отношении которых было допущено так много ошибок.
Полигамия
С точки зрения самых серьезных историков полигамия всегда оставалась краеугольным камнем ислама, главной причиной распространения учений Корана, равно как и упадка Востока.
Подобные своеобразные высказывания, как правило, сопровождались гневными тирадами по поводу несчастной доли невольниц, собранных в гаремах, охраняемых жестокими евнухами, и без всякого сожаления убиваемых, как только они переставали доставлять удовольствие своему хозяину.
Такое представление полностью противоречит истине, и я надеюсь, что читатель, который захочет прочесть эту главу, оставив в стороне свои предубеждения европейца, убедиться, что восточное многоженство представляет собой исключительный общественный институт, который значительно повышает нравственный уровень практикующих его народов, укрепляет семейные узы и в итоге делает восточную женщину гораздо более уважаемой и счастливой по сравнению с европейскими женщинами.
Прежде, чем приняться доказывать только что упомянутый факт, я обращу внимание читателя на то, что полигамия, по сути, независима от ислама, поскольку существовала до Мухаммеда у многих восточных народов – евреев, персов, арабов и т.д.
Тем самым, народы, принявшие Коран, ничего не теряли и не приобретали в этой сфере жизни. Впрочем, у них никогда не было другой, достаточно могущественной религии, чтобы изменить их нравы, создав или помешав существованию подобного института.
Для жителей Востока многоженство – это простое следствие климатических условий, национальных черт и других различных особых условий их существования.
Влияние климата и самих черт народа настолько очевидны, что они не требуют дополнительного пояснения. Физиологическое устройство женщины, необходимость материнства, ее болезни и многое другое вынуждали ее часто находиться вдали от своего мужа, а поскольку такое временное «вдовство» было невозможно в условиях восточного климата и при восточном темпераменте, полигамия была просто неизбежна.
Моногамия Запада
На Западе, где климат и темперамент, однако, оказывают гораздо меньшее влияние, моногамия встречается в большинстве случаев лишь в сводах правил, и, я думаю, что никто не возьмется оспаривать, что сама моногамия, как таковая, очень редко может наблюдаться в нравах западных народов.
Я не понимаю, в чем законное многоженство Востока хуже лживой и лицемерной полигамии Западных народов, зато я очень хорошо понимаю, в чем заключаются его преимущества. Таким образом, вполне понятно, почему восточные люди, побывавшие в наших больших городах, находят наше возмущение их образом жизни, очень странным, и сурово осуждают нас за это.
Нетрудно понять, почему такой общественный институт, как полигамия, сперва обусловленный вышеназванными физиологическими причинами, вскоре был признан и законами.
Желание восточных людей иметь много детей, их ярко выраженный вкус к семейной жизни, чувство справедливости, не позволяющее им покинуть бывшую жену, которая перестала доставлять им удовольствие, как это часто практикуется в Европе, а также многие другие причины, которые я вскоре также назову, неминуемо должны были побудить своды законов санкционировать привычки, созданные традициями.
Продолжение Истории арабской цивилизации читайте в посте Многоженство
Добавить комментарий