Для восточных народов следует установить те же отличия, как и те, что были приведены для западных народов, и мы не должны путать социальные категории, эволюция которых значительно отличалась друг от друга, и, следовательно, они должны изучаться порознь.
Продолжение поста Обычаи арабов
Однако, не смотря на установление этих основных отличий, необходимо, тем не менее, признать, что сейчас из века в век арабы изменяются в гораздо меньшей степени, чем европейские народы.
Такая стабильность следует не только из того, что их древняя цивилизация исчезла, а в большей мере потому, что Коран, являясь сводом религиозных, политических и гражданских законов, тесно связанных между собой, обеспечил их устойчивость, что повлекло неизменяемость черт народа.
Последователи Пророка вскоре обнаружили, что находятся в сетях традиций и обычаев, которые, передаваясь из поколения в поколение, полностью овладели их душами и стали слишком сильны, чтобы быть разрушенными.
Нравы и обычаи большинства арабов на протяжении веков практически не изменились. Поэтому восстановить их прошлое существование представляется возможным, изучая их сегодняшнюю жизнь.
В наименьшей степени изменения коснулись оседлых арабов деревень, а еще в меньшей степени – кочевых арабов. Для арабов, проживавших в городах, подчиненных действию различных завоевателей, эти изменения были более значительными.
Однако эти завоеватели всегда принимали Коран, а поскольку Коран проникал во все сферы жизни арабов, то и нравы, и обычаи изменились незначительно. Несмотря на то, что мы не обладаем больше ни одним достоверным образом прошлого, настоящее нам кажется достаточно похожим на прошлое арабов, что позволяет восстановить их образ жизни в далекие времена.
Общественная жизнь арабов всегда была представлена различными формами, в зависимости от того, была ли это жизнь в пустыне, в сельской местности или в городе. Именно эти три аспекта и будут рассмотрены нами в отдельности.
Жизнь кочевых арабов
Мы уже в достаточной мере описали характер кочевых арабов, чтобы снова возвращаться к этому сейчас. Мы только дополним то, о чем говорилось выше, описанием материальной стороны их существования.
Нравы и обычаи кочевых народов гораздо проще описать и представить, нежели нравы оседлых обитателей деревень и особенно – жителей больших городов. Жизнь у первой группы арабов, действительно, сводится к наиболее простым формам существования и она избавлена от всех этих дополнительных осложнений, которые навлекает привязанность к земле.
Следующее описание, которое я позаимствовал у Коста, в несколько строк дает довольно четкое представление об их нравах.
Это наблюдение было сделано пятьдесят лет назад по арабским независимым племенам пустынь, которые обитают на берегах долины Нила; однако условия существования, обусловленные жизнью в пустыне, очень мало подвержены изменениям.
Кочевые арабы
Поэтому одно и то же описание пригодно и для характеристики жизни кочевых арабов эпохи Соломона, и для тех, что жили во времена Мухаммеда или же для тех, что будут здесь обитать на протяжении последующих веков вплоть до того дня, пока природа данного региона не измениться, и ни на Аравийском полуострове, ни в Африке больше не будет пустынь.
«Утром, на самой заре, араб садится в седло и возвращается в шатер лишь на закате. В течение дня он питается финиками и зерновым хлебом, или дурóй, а свою кобылу кормит сорной травой, которая попадается ему на пути. Вечером, когда он возвращается в свой шатер, жена подносит ему чашу с молоком, несколько фиников и мед.
Араб посещает город лишь затем, чтобы продать то, что дали ему его стада верблюдов и кобыл. Он никогда не ночует в городе.
Как только кочевой араб разбивает где-либо лагерь, он начинает возделывать несколько пядей земли, чтобы выращивать зерно, ячмень и дурà для собственных нужд. Независимость его жизни наделяет его гордостью.
Он отнюдь не столь принижен, как феллах. Его походка уверенна, его живые, горячие глаза – проницательны. Строгость и упорядоченность жизни отдаляет от него, также как и от его семьи, болезни, которые досаждают феллаху. Его кровь также чиста, как воздух пустыни, которым он дышит.
Добавить комментарий