Моральное превосходство арабов признавали те немногие авторы, которые изучали их историю. Вот какое мнение высказывает по этому поводу один из самых компетентных ученых в этой области:
Продолжение поста Сид Кампеадор
«С точки зрения морали, промышленности и науки арабы во много раз превосходили христиан; в их характере, нравах присутствовали элементы преданности, великодушия, сострадания, которые нельзя было бы обнаружить в ком бы то ни было еще. В них всегда можно было найти то чувство человеческого достоинства, которое их всегда отличало от других, и злоупотребление которым неминуемо привело бы к роковому пристрастию к дуэлям.
«Короли Кастилии и Наварры настолько верили в лояльность и гостеприимство арабов, что некоторые из них ни минуты не раздумывая, отправлялись в Корду, чтобы проконсультироваться у врачей, которыми славился этот город. Самый бедный из мусульман старался сохранить незапятнанной честь своей семьи, как если бы он был самым гордым шейхом».
В первое время своего пребывания в Испании арабы пользовались услугами византийских архитекторов; однако вскоре проявилось влияние их художественного вкуса и чувства прекрасного на рабочих, нанятых ими, о чем свидетельствует использование некоторых мотивов орнаментации, которые не позволят даже самому неискушенному наблюдателю спутать арабское сооружение с византийским памятником.
Архитектура арабов
Подобно тому, как и их единоверцы в Египте, испанские арабы вскоре избавились от византийского влияния: вскоре орнаменты на золотом фоне были заменены арабесками, к которым примешивались надписи. Они часто прибегали к использованию, как на Востоке, парусов свода, образованных из небольших наложенных друг на друга выступающих аркад, которые можно сравнить со сталактитами или пчелиными сотами, и которые создают потрясающий эффект, когда ими отделывают, как в Альгамбре, весь интерьер купола.
Аркады сначала имели четко выраженную форму подковы, но вскоре перемешались с арками всевозможных форм: простыми стрельчатыми арками, стрельчатыми арками с лопастями, стрельчатыми арками, украшенными фестонами и т.д. Подковообразные арки, в конце концов, даже почти полностью исчезли.
Мечеть Корду, созданная в восьмом веке, и некоторые памятники Толедо, представляют собой начальную эпоху арабской архитектуры в Испании; севильская Жиральда, построенная в двенадцатом веке, и Алькасар, относящийся к переходному периоду, Альгамбра в Гранаде, созданная в четырнадцатом веке, относятся к сооружениям периода полного расцвета.
Все эти памятники архитектуры, относящиеся к различным эпохам и стилям, обнаруживают при всем своем разнообразии общие черты, которые тут же указывают на их происхождение. То же самое характерно для всех сооружений, созданных арабами в различных странах, в которых они правили.
Очевидно, что Альгамбра в Гранаде, мечеть Хасана в Каире, ворота Аладдина в Дели принадлежат к одному виду искусству, хотя в каждом из них чувствуется влияние среды, в которой жили мастера, создававшие их. Они указывают на способность их авторов создавать новые произведения, используя чужеземными элементы. Врата Аладдина, памятник, сочетающий в себе арабские, персидские и индийские элементы является одним из наиболее ярких примеров этой великолепной силы арабского искусства выражать свою индивидуальность во всем, чего оно касается.
Продолжение книги История арабской цивилизации читайте в посте Архитектура Испании
Добавить комментарий