Посмотрела недавно замечательный фильм 2014 года Тима Бертона «Большие глаза» и была потрясена до глубины души разыгрывающейся у меня на глазах трагедией женщины, теряющей свою индивидуальность.
Будучи талантливой художницей, она была вынуждена долгие годы находиться в тени своего второго мужа Уолтера Кина, который буквально присвоил себе ее славу и авторство ее работ.
Нужно, правда, отдать ему должное, будучи талантливым коммерсантом и продавцом, он придумывал такие гениальные коммерческие уловки, что картины его жены продавались, как пирожки, причем зачастую в виде плакатов, рекламных постеров и даже открыток. Именно ему в голову пришла гениальная задумка использовать феномен так называемой масс-культуры для получения выгоды и личного обогащения. Он буквально сделал бренд из своего имени и работ, которые, к тому же еще и не ему принадлежали! Просто американский Остап Бендер не иначе!
Трагедия Маргарет Кин
Маргарет даже не подозревала, выходя замуж за этого отзывчивого и доброго человека, каким его видела, что в нем живет «домашний тиран» и беспринципный делец. Ее гордость, как художника, была уязвлена, но перечить властному мужу не смела. Он убедил ее, что без него ее картины не будут стоить и гроша. Маргарет начинала терять веру в себя, и все больше теряла свою индивидуальность, страдая в душе от тяжелой тайны.
Она на каждом углу, в магазинах, на улицах, сталкивалась со своими «большими глазами», которые с немым укором взирали на нее. Самое страшное, что ей приходилось лгать собственной дочери, которая догадывалась, кто на самом деле рисует в семье картины.
Желая хоть как-то компенсировать потерю своей индивидуальности и личности, как художника, она даже меняет свой стиль и рисует картины, подражая стилю художника Модильяни, подписывая их «mdh keane», зашифрованным производным от своего имени и фамилии мужа. На них изображены портреты женщин с необычайно печальными лицами.
Не раз ей приходила в голову мысль поведать обществу правду, но муж угрожал ей и дочери расправой, пугал общественным порицанием и огромными исками за мошенничество. В 1964 году Маргарет ушла от мужа, отправившись с дочерью жить на Гавайи, где когда-то так была счастлива с Уолтером во время их медового месяца. В 1970 году она в третий раз вышла замуж и в том же году публично заявила о своем авторстве всех работ, продававшихся с большим успехом под именем бывшего мужа. Тот так и не признал правду, до конца своих дней утверждая, что именно он писал все эти картины.
Женщина, отстаивающая свои права
Маргарет подала в суд на Уолтера, и даже там он держался напыщенно и самоуверенно. Судья потребовал от обоих прямо в суде написать портрет ребенка с характерными чертами – большими глазами, но Уолтер отказался, сославшись на растяжение мышц в плече, а Маргарет на написание портрета потребовалось 53 минуты. Суд вынес решение в пользу Маргарет с выплатой компенсации в 4 миллиона. Через 4 года в апелляционном суде была отменена денежная компенсация, но авторство признали за Маргарет. Она не огорчилась, сказав, что деньги – это ерунда, главное, чтобы все считали, что картины писала она.
В этой истории меня потрясли оба персонажа – и муж, которому удавалось так ловко манипулировать сознаниями людей, совершенно не испытывая при этом мук совести или вины перед присвоением себе заслуг другого человека; и жена, которая так долго безропотно продолжала подчиняться мужу, не смея даже рта раскрыть или уйти от него.
Неужели в то время женщина настолько зависела от мужчины, что не могла самостоятельно прожить? А, может, так оно и было… Работающая женщина, пожалуй, была настолько редким явлением, как в наше время – женщина, довольная статусом домохозяйки.
Добавить комментарий