Арабы, проживающие в городах, в наше время все чаще адаптируют свои дома к европейским стандартам. Постепенно древние арабские дворцы все больше отходят на второй план и становятся скорее исключительеным явлением, нежели нормой.
Наиболее примечательные дома, сооруженные в арабском стиле, расположены в Дамаске. Они просто притягивают к себе взоры любого путешественника.
Жизнь жителей Востока почти целиком сфокусирована на ее внутренней сущности, а потому внешность для арабов не играет такой роли, как для европейцев. В дом к ним можно попасть, пройдя через узкий сводчатый коридор, где утится прислуга
Арабский сад
Он ведет в просторный двор, скорее напоминающий сад с мраморными дорожками. Его центральную часть занимает бассейн в окружении плакучих ив, деревьев с апельсинами, лимонами и гранатами, а также других благоухающих растений, наполняющих дом ароматами цветов и спелых плодов.
Восточная роскошь
По периметру двора размещаются постройки разного назначения, используемые в качестве жилых помещений. Интерьер их отличается роскошью, подтверждением чему служит одна из иллюстраций, размещенных в следующей главе. Материалом для нее послужили фотографии одного из самых прекрасных дворцов Дамаска.
Арабский дворец
Невозможно передать словами впечатление, производимое потолками в таких домах, где слегка выдающиеся балки перемежаются высеченными кессонами с потрясающими арабесками из кедра и клена – делом рук настоящих мастеров своего дела!
Не поддаются словесному описанию и витражные окна с причудливыми орнаментами, равно как и стены, содержащие росписи и лепнину, напоминающую сталактиты, соединяющие потолок и внутренние стенные перегородки.
Главное помещение в таких домах, с высотой потолков в два этажа европейских построек, обычно состоит из трех частей, огороженных друг от друга выложенными плиткой неполными перегородками, в центральной части которых находится восьмиугольный мраморный бассейн-фонтан со струящейся водой.
Комната в арабском доме
Убранство такой комнаты составляет, по большей части, длинный диван, обитый шелком и расшитый золотыми и серебряными нитями. Это, своего рода, маяк комнаты. Остальная обстановка представлена лишь круглыми одноногими столиками с инкрутированными перламутром табуретами.
В толщу стен втроены ниши, покрытые мрамором или выложенные мозаикой из изразцов кафеля и персидского фаянса. Они используются в качестве подставок для китайского фарфора, серебряных изделий, чашек для кофе, небольших филигранных кубков, наргиле, заполненных благоухающими составами курильниц и прочих безделушек для создания домашнего уюта.
Фантазии арабов
Вот в такой обстановке, наполненной свежестью и благовониями и служащей убежищем* от внешнего мира, где затемненные окна пропускают лишь приглушенный свет, а тишину нарушает лишь журчание воды в мраморных бассейнах, предпочитает отдыхать араб. В окружении своих жен, окутанный легкой дымкой наргиле, он предоставлен своим фантазиям, которые переносят его в обещанный рай Пророка Мухаммеда.
Роскошные дворцы
* Такие роскошные дворцы, в огромном количестве встречающиеся в крупных городах в эпоху расцвета арабской цивилизации, в наши дни стали довольно редким явлением. Их по-прежнему возводят в Дамаске, но уже для обогатившихся евреев, обладающих по большей части плохим вкусом к кричащей роскоши, присущей данной людской расе.
Безвкусные вещи
Вот почему такие дворцы не могут не вызывать сожаления о впустую потраченных средствах на их возведение. Ведь, в сущности, являются лишь бездарной имитацией арабского искусства, находящегося на грани полного исчезновения.
В них прослеживается невообразимое смешение восточных дешевых безделушек и «а-ля» изящных вещиц, приобретенных на европейских блошиных рынках в сочетании с ужасающими полотнами, вышедшими из-под кисти приезжих мастеров, занимающихся росписью зданий.
Только такие дома и открыты для посещения иностранцами. Они, по ошибке, даже считаются образцами арабского искусства. Самым известным из таких дворцов принадлежал еврейскому купцу. Его интерьер сочли подходящим для описания в своих трудах два именитых автора – господа Лорте и Геран.
Мне так и не удалось разглядеть в нем ни одной стоящей упоминания черты, за исключением крайне дурного вкуса бывших владельцев. Во дворце умудрились смешать самые несочетаемые стили.
Там можно увидеть самые безвкусные вещи – от обыкновенной европейской мебели и подсвечников за 13 су до бюстов Наполеона и пейзажной живописи, по сравнению с которой раскрашенные гравюры д’Эпине можно назвать настоящими шедеврами.
Дворец, главное помещение которого я описал ранее, принадлежал Айяс-Паше, древнему правителю Дамаска. Он по праву считается самым прекрасным из древних дворцов, сохранившихся в городе.
К сожалению, от него вскоре останутся одни руины, поскольку нынешние его владельцы, не питая особого пристрастия к искусству и не располагая достаточными средствами, не решатся на его реставрацию.
Продолжение Истории арабской цивилизации читайте в посте Дома в Алжире
Добавить комментарий