Посетители Альгамбры, которым говорят, что все элементы декора, которые украшают стены дворца, вырезаны не из камня как в Каире или Индии, а являются всего-навсего гипсовыми макетами, сначала испытывают явное недоверие.
Продолжение поста Альгамбра
Действительно, при виде таких острых кромок лепных орнаментов и такой гладкой поверхности, не верится, что они высечены не из мрамора. Я поверил, что это просто гипсовые архитектурные детали лишь после того, как подверг тщательному анализу небольшой фрагмент одной из таких деталей.
Господин Фридель из института, который охотно согласился провести для меня этот анализ, не смог обнаружить ничего, кроме сульфата извести. Гипс, без сомнения, смешанный в небольшой пропорции с органическим веществом, является, таким образом, основным элементом, из которого и были изготовлены все лепные орнаменты Альгамбры, однако следует отметить, что гипс, который в течение пяти веков переносил любые погодные явления, не претерпев при этом никаких изменений, наверняка был обработан с величайшим искусством. Я думаю, что навряд ли сегодня в Европе найдется архитектор, который сможет создать гипсовую лепку, способную выдержать, не будучи поврежденной, все невзгоды погоды в течение столь долгого периода.
Альгамбра Испания
Не следовало бы упоминать, говоря о степени сохранения стен Альгамбры, климат Испании, поскольку многие ее части были отреставрированы в гораздо более поздние эпохи после арабов, и уже довольно сильно отличаются от первозданного вида. Впрочем, их легко распознать по отсутствию острых кромок, по их шишковатой поверхности и замазанному виду.
Все художники, посетившие Альгамбру, с болью говорят о невероятном вандализме, каким испанцы изуродовали это чудо. Не считая Карла V, который приказал снести часть дворца, чтобы создать на его месте тяжеловесную конструкцию, все правительства относились к этому памятнику, как к старым руинам, которые можно было использовать лишь в качестве подсобных материалов.
«Чудесные плитки из эмалированного фаянса, украшавшие залы, лишь несколько лет назад были проданы для изготовления цемента, – рассказывает господин Давийор в своей книге про Испанию. Бронзовая дверь Мезкиты была продана по цене старой меди; чудесные резные двери из дерева из зала Абенсеррахов послужили дровами. Наконец, когда было продано все, что можно было вынести из Альгамбры, ее чудесные залы превратили в тюрьму для каторжников и продовольственные склады».
Чтобы упростить очистку стен, они постарались покрыть все арабески толстым слоем известкового молока. Эта искусная система орнаментации, которая ценится не только испанцами, но и итальянцами, получила широкое распространение у некоторых цивилизованных народов*, чтобы не выделяться и не привлекать внимания. Эти белые поверхности, хорошо отполированные, радуют глаз множества людей и без сомнения удовлетворяют потребность в банальном равенстве и однородности, которые все больше и больше захватывают Европу.
В течение долгого времени лишь люди искусства сетовали по поводу расхищения Альгамбры. Благодаря тому, что они постоянно твердили жителям Гранады, что они обладают чудом, которое может привлечь туристов, было принято решение о сохранении того, что осталось от этого блистательного дворца.
———————————————-
*Интересно сравнить имеющееся на сегодня глубокое безразличие испанцев к своим предметам искусства с культом итальянцев по отношению к тем же объектам. Туристы, посетившие Флоренцию, знают, что целый ряд абсолютно уникальных статуй, таких как Персей, Похищение сабинянок и др. выставлены на общественной площади, в пределах всеобщей досягаемости, и пользуются уважением всего мира. Напротив, в Гранаде у меня была возможность заметить, что одним из главных развлечений воскресных зевак было упражнение в меткости на попадание камнями в полуразрушенные скульптуры дворца Карла V. Во время моего визита в Эскуриаль, в этот мрачный дворец Филиппа II, печальное жилище, отражающее испанский характер той эпохи, подобно тому, как Альгамбра отражает характер арабов, я был поражен при виде расписанных фресок на первом этаже монастыря, которые были ужасно исчерканы, и я попросил хранителя музея объяснить это явление. Я получил ответ на свой вопрос, брошенный абсолютно безразличным тоном: оказывается участники воскресной экскурсии развлекались, царапая живопись своими палками и ножами. Флорентийский народ, без сомнения, является одним из самых любезных народов в мире, но я думаю, что экскурсанты, позволившие себе подобные вольности во дворце Питти, имели бы все шансы быть растерзанными или забросанными камнями без всякой пощады.
Я с удовольствием отметил бы еще, что понимание предметов искусства, по крайней мере, у просвещенной части населения, постепенно просыпается и в Испании. Подтверждение этому я нахожу в двух великолепных публикациях, посвященные древним памятникам полуострова, о которых я говорил в предисловии и которым, вне всяких сомнений, могла бы позавидовать любая нация.
Продолжение Истории арабской цивилизации читайте в посте Арабские дворцы
Добавить комментарий