Наука у арабов
автор: Tatyana / дата: 2020-07-19

Когда они завоевывали какой-нибудь город, то первой их задачей было создание там мечети и школы. В крупных центрах школы всегда были многочисленны; Вениамин де Тюдель, умерший в 1173 году, рассказывает, что он видел двадцать школ в Александрии.

Помимо простых школ для обучения, в крупных городах, таких как Багдад, Каир, Толедо, Корду и других были созданы университеты, оснащенные лабораториями, обсерваториями, богатыми библиотеками, одним словом всем необходимым материалом для научных исследований. Одна лишь Испания насчитывала семьдесят общественных библиотек.

испанский музей древностей
Древняя арабская астролябия (Испанский музей древностей)

Библиотека халифа Альхакема П, в Корду, содержала по данным арабских авторов шестьсот тысяч томов, из которых сорок четыре тома были отведены только для каталога книг. По этому поводу было справедливо замечено, что четыреста лет спустя Карл Мудрый смог собрать в королевской библиотеке Франции не более девятисот томов. среди которых лишь треть не была посвящена теологии.

Материалы для обучения

Библиотеки, лаборатории, инструменты являются необходимыми материалами для  обучения и исследований, однако, в конце концов это всего лишь материалы, и их значение зависит только от способа их использования.

Можно проникнуть в науку других, и не быть способным думать самостоятельно и создавать что-нибудь, иными словами, быть учеником и никогда не стать учителем. Открытия, изложенные в последующих главах, покажут ту выгоду, которую Арабы смогли извлечь из изученных ими элементов, собранных воедино.

Мы ограничимся сейчас указанием основных принципов, которыми они руководствовались при своих исследованиях. Миновав стадию простых учеников, используя в качестве учителей произведения греков, они вскоре поняли, что опыт и наблюдение стоят больше, чем самые лучшие книги. Банальная сегодня, эта истина не всегда была таковой: ученые Средневековья работали тысячу лет, прежде, чем это понять.

Общепринято приписывать Бэкону идею о замене авторитета учителя на опыт и наблюдение, то, что является основой современных научных методов; однако сегодня необходимо признать, что эта мысль целиком и полностью принадлежит Арабам. Этого мнения, между прочим, придерживаются все ученые, которые изучали их труды, и, в частности, Гумбольдт.

Развитие науки

Установив, что наивысшая степень развития науки состоит в том, чтобы самой, по своему усмотрению, провоцировать явления, т.е. в проведении эксперимента, знаменитый исследователь добавляет: «Арабы достигли этого уровня, который был практически неведом для древних людей».

«Что особенно характерно для Багдадской школы в первое время ее существования, говорит г-н Седийо, так это чисто научный подход, который является основополагающим для всех ее работ;
продвигаться от известного к неизвестному, четко осознавать природу явлений, чтобы  затем связать результаты с вызывающими их причинами, принимать только то, что было доказано опытом, – таковы принципы, которым обучали учителя этой школы.

Арабы, жившие в девятом веке, прекрасно владели этим плодотворным методом, которому предстояло еще долгое время спустя быть, наряду с другими более современными методами, инструментом их самых знаменитых открытий.»



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика