Судебные организация и процедуры у мусульман крайне просты. Правосудие осуществляет кади – специальный судья, назначенный правителем и выносящий безапелляционные постановления.
Продолжение поста Права мусульман
Сторон лично вызывают в суд, по делу, которое им предоставляется.
Они устно объясняют свою позицию, предоставляют свои доказательства, и для того, чтобы последние были признаны, приводят свидетелей или произносят клятву.
Судебное разбирательство
Решение выносится тут же на месте. В Марокко мне представился случай побывать на одном из таких быстрых судебных разбирательств. Кади сидел на открытом воздухе во дворе, за которым находился дворец паши. Стороны судебного процесса и свидетели располагались вокруг него, кратко излагая свои позиции.
Всегда, когда предоставлялась такая возможность – например, когда речь шла о том, чтобы назначить в виде наказания преступнику некоторое число ударов палкой – правосудие вершилось тут же на месте.
Судебный процесс
Такие упрощенные формы судебного процесса, возможно, и предоставляют меньше гарантий, в отличие от наших сложных европейских разбирательств, зато, стороны не теряют свое драгоценное время.
Они не преследуют цель полностью лишить своего соперника всех средств, что зачастую является нормой для цивилизованных народов.
Несмотря на свою обобщенную форму, решения, принятые на подобных заседаниях, в основном были справедливыми. И правда, чувство справедливости очень сильно развито у арабов, не только потому, что справедливость представлена в Коране как величайшая добродетель, но еще и потому, что для этих все еще примитивных обществ, она была важным условием выживания.
Институты арабов
На этом мы завершим разговор об общественных институтах арабов, отметив то глубокое чувство справедливости, которым они все пронизаны, и с которым мы еще раз столкнемся, говоря о политических институтах арабов.
Чувство равенства, столь высоко произносимое в Европе, но которое остается прописанным лишь в книгах, не осуществляясь на практике, стало неотъемлемой частью нравов Востока.
Классовое деление общества, породившее столь кровавые революции на Западе и готовящее почву для еще более ужасных революций в будущем, совершенно чуждо мусульманам.
Слуга запросто может взять в жены дочь своего хозяина; и среди них существует бесчисленное множество тех, кто, начав с должности домашней прислуги, впоследствии стал большим человеком.
Писатели, которые исследовали Восток в отрыве от его народа, который еще так мало понятен европейцам, весьма пренебрежительно судят обо всех этих институтах, заявляя, что они сильно уступают в развитии нашим институтам и всей душой жаждут наступления того момента, когда Европа сможет завладеть этими восточными странами, столь желанными для нее. Однако исследователи, которые провели досканальное изучение, придерживаются другого мнения.
Вот, например, заключение, к которому пришел в своем замечательном произведении один из тех авторов, которые лучше других исследовали Восток, ученый и очень религиозный человек господин Ле Плей.
«Мусульмане в том, что касается благосостояния рабочего населения, до сих пор пребывают во власти страшных ошибок Запада. Они сохраняют в неприкосновенности их замечательные социальные институты, которые у них всегда поддерживали миролюбивые отношения между богатым и бедным, между хозяином и слугой.
Не будет лишним повторить, что народ, который люди с Запада пытаются реформировать, является на самом деле, с точки зрения хороших отношений между богатыми и бедными, одним из самых лучших примеров».
Продолжение книги История арабской цивилизации читайте в посте Политика у арабов
Добавить комментарий