Главная » Арабская цивилизация » Политика у арабов

Политика у арабов
автор: Tatyana / дата: 2019-09-11

В главе, посвященной арабам в Багдаде, мы уже описали наиболее существенные элементы их политического устройства.

Продолжение поста Суд у мусульман

Мы показали, как действует правительство, в частности в том, что касается финансов, налогов, полиции и т.д., и доказали, что их административное управление было очень мудрым. К сожалению, это мудрое административное правление опиралось на довольно слабые политические институты.

Равноправие арабов

В основе у арабов находится один весьма простой
принцип: полное равноправие любого араба под властью одного правителя, халифа, являющегося в глазах многих наместником Аллаха на земле и единственным обладателем гражданской, религиозной и военной власти.

улица Марокко
Одна из улиц Танжера (Марокко)

Никакая власть не может существовать вне его власти, или власти уполномоченных им лиц. Арабы никогда не знали феодального режима, аристократии или титулов, передающихся по наследству.

Политический режим арабов

По сути, их политический режим являлся демократическим режимом при абсолютном хозяине. Под такой суверенной властью, достигалось абсолютное равенство.

Мы уже приводили в пример решение, вынесенное Омаром по поводу жалобы одного араба, которого ударил король Гассан, обращенный в ислам после битвы при Ярмуке.

Законы ислама

Халиф решил, что по отношению к королю будет применен закон «око, за око», «поскольку, – говорит он, – по законам ислама нет ни привилегий, ни каст, и все мусульмане равны перед глазами Пророка».

Во времена первых халифов, прямых последователей Мухаммеда, халифат избирался, но вскоре он стал передаваться по наследству: халиф выбирал из своих наследников мужского пола того, кто ему казался наиболее достойным стать халифом в будущем.

Дети халифов

Подобная мера кажется разумной, поскольку она учитывала не только рождение. Но есть и недостатки: такой способ выбора нового халифа порождал кровавое соперничество и борьбу между детьми халифов, которых можно было бы избежать, если бы учитывалось только рождение.

Халифы не могли выполнять свои обязанности во всех уголках империи, поэтому они вынуждены были направлять представителей своей власти, которые одновременно считались исполнителями судебных и административных обязанностей, а также имели право помилования.

Поскольку их власть не была ограничена никакой другой властью, вскоре у них появился соблазн добиться полной автономии, а их абсолютная власть предоставила им такую возможность. И Востоку, и «халифам» Запада постоянно приходилось вести борьбу со своими наместниками.

Власть халифов

Эти продолжительные бунты местных правителей были основной причиной ослабления власти халифов, однако политическое устройство арабской империи имело еще и множество других причин, ослабляющих власть.

Одной из наиболее существенных причин было разнообразие рас, где господствовал Коран от Марокко до Индии. Хорошо приспособленный к желаниям и нуждам одних народов, Коран, однако, был в недостаточной степени адаптирован к потребностям других.

Сирийцы, евреи, берберы, христиане и другие могли на некоторое время принять общественные и политические институты своих завоевателей, но, осознав вскоре, что уклад мусульман не достаточно приспособлен к их потребностям, они прилагали все усилия к тому, чтобы избавиться от них.

Тем не менее, именно эти, такие шаткие политические институты, обеспечили арабам их величие. Такая концентрация всех видов власти – гражданской, военной, религиозной – в одних руках была, несомненно, лучшей системой, которую мог установить Мухаммед в эпоху, когда Аравия была сильно раздроблена; и мы можем судить о достоинствах этой системы по ее результатам.

До Мухаммеда арабы были представлены наполовину варварскими племенами, которые вели непрерывные войны друг с другом: а всего столетие спустя после смерти Пророка арабам удалось завоевать весь мир.

Таким образом, подобные институты могут, в зависимости от эпохи их существования, либо возвысить народ, либо привести его к упадку.

Мы уже давали объяснение подобной очевидной аномалии в одной из глав нашей предыдущей работы, посвященной влиянию, которое оказывает на развитие обществ его способность к переменам.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика