Обустройство вод реки путем увеличения каналов мелиорации является единственным пунктом, который можно было бы улучшить и который стоит того, чтобы его улучшать.
Продолжение поста Урожай в Египте
Все части Египта, куда можно подвести воды Нила, только благодаря одному этому факту можно избавить от пустыни и сделать их плодородными.
Такая богатая страна должна была произвести глубокое впечатление на людей, пришедших из засушливых пустыней Аравии. Два следующих письма, которыми обменялись халиф Умар и его намесник Амру, демонстрируют нам, как высоко они ценили свое завоевание.
Халиф Умар, преемник Абу-Бекра, пишет письмо Амру, своему намеснику:
«Амру, единственное, что я хочу от тебя, по получении этого письма, так это, чтобы ты достаточно точно описал мне Египет, чтобы я смог представить себе эту прекрасную страну, как если бы я видел ее своими собственными глазами.»
«О владыка правоверных, представь себе засушливую пустыню и равнину в центре двух гор, одна из которых в виде песочного холмика, а другая напоминает живот худой лошади или спину верблюда.
«Таков Египет: все его богатства и плоды, начиная от Изоара и заканчивая Маншем (от Асуан до границ Газа) восходят к священной реке, которая величественно протекает в центре этой страны; повышение и понижение уровня воды происходит здесь так же часто, как движение солнца и луны.
Река Нил
«Существует определенное время, когда все источники вселенной приходят платить этому королю рек подать, которую само Провидение предписало платить ему. Итак, когда воды пребывают, река выходит из своего русла и орошает поверхность Египта, чтобы оставить после себя продуктивный ил.
«Тогда связь от одной деревни до другой осуществляется только при помощи легких лодок, таких же бесчисленных, как листья пальмы.
«Затем, когда наступает время, когда вода уже не нужна для удобрения почвы, эта послушная река возвращается в свои берега, предписанные ей судьбой, чтобы позволить собрать сокровища, которые она спрятала в сердце земли.
«Народ, которому покровительствует небо, подобен пчеле, потому что не ведает иной участи, кроме работы на других, не получая прибыли от результатов своего труда и пота. Этот народ с легкостью вскрывает недра земли и погружает туда семена в ожидании процветания, вызванного благосклонностью этого Верховного существа, которое заставляет расти и поспевать урожай; зародыши развиваются, стебли поднимаются, колосья появляются при помощи благословенной росы, заменяющей дождь, которая подобно живительному соку питает землю.
«За обильным урожаем вдруг наступает период бесплодия. Именно так, о благороднейший из принцев, из влажной и серебристой равнины, из болота, покрытого черным и густым илом, из ковра, усеянного самыми разнообразными цветами и из широкого поля, покрытого золотящимися колосьями, Египет последовательно сменяется картиной безводной и песчаной пустыни. Да будет благословенно имя Создателя стольких чудес!
«Процветанию Египта и благополучию его детей способствуют в основном три составляющих. Первая – это не принимать никакого проекта, направленного на увеличение налогов; второе – задействовать треть доходов для увеличения и поддержания каналов, плотин и мостов, и третье – не поднимать налога, кроме налога на продукты, производимые землей. »
Река, которая приносит благополучие Египту, иногда также становится причиной нищеты. Когда воды реки не поднимаются на достаточный уровень, страшный голод обрушиваеся на страну. Если засуха длится несколько лет, у многих земледельцев не хватает средств к существованию, и они умирают от голода. Арабские историки сохранили сведения о страшном голоде, разразившемся в 462 году по хиджре (1069 год нашей эры), во времена арабского господства.
В течение пяти лет вода в Ниле не поднималась на достаточный уровень, чтобы оросить землю, а многочисленные войны помешали доставить зерно из других стран. Голод был таким сильным, что одно яйцо стоило 15 франков, кошка 45 франков. Сначала съели 10 тысяч верблюдов и лошадей халифа. Один визирь, однажды отправившись в мечеть, сел верхом на мула, но был сброшен со своего мула на землю, а мул съеден на его глазах; сделавшие это, конечно же, были казнены, но их трупы были также съедены. Голод не прекращался, жители поедали друг друга. Женщин и детей, отважившихся выйти на улицу, тут же хватали и съедались живьем, невзирая на их крики и мольбы. Долгое время всем демонстрировали женщину, которую освободили после того, как ее частично съели, но которой посчастливилось выжить после этого.
Продолжение Истории арабской цивилизации читайте в посте Завоевание Египта арабами
Добавить комментарий