Главная » Арабская цивилизация » Законы мусульман

Законы мусульман
автор: Tatyana / дата: 2019-07-28

Эта работа была проделана на протяжении первых двух веков по хиджре несколькими толкователями, из которых только четверо признаны правоверными – имам Ханифа, имам Шафеи, имам Малек и имам Ханбал.

Продолжение поста Кодекс законов

Четыре учения, ханифетизм, шафеизм, малекизм и ханбализм, названные так по именам своих основателей, формируют фундаментальный закон различных народов, исповедующих ислам.

арабская ваза
Арабская ваза из меди

Учения ислама

Учению малекизма придерживаются в Африке, учению ханафетизма – в Турции и Индии, шафеизм преобладает в Египте и Аравии, а египетские суды судят, согласно ритуалу ханефетизм. Учениям ханбализма сегодня уже не придерживаются.

Каждое фундаментальное учение имело впоследствии несколько толкователей. Так толкователем малекизма, которого придерживаются в Алжире, в частности, является Халиль, умерший в 1422 году.

Его книга, которая имеет два перевода, один, выполненный доктором Перроном, а второй – господином Сэннетом, считается лучшим трактатом по юриспруденции учения малекизма.

Помимо этих источников теологии и юриспруденции мусульман, имеются также, для случаев, не подчиняющихся прописанным правилам и где невозможно действовать по аналогии, сборники решений властителей под названием Фетва.

Традиционное право

Кроме писаных законов существует традиционное право, которое может меняться в зависимости от местности. Именно оно в действительности делает мусульманское право не столь зависимым от Корана, как могло бы показаться с первого взгляда. По большому счету, это именно традиции повлияли на писаный закон.

Так у кабилов, право наследования, предоставленное женщинам по Корану, было впоследствии упразднено. У племен из Йемена существует только традиционное право, которое меняется от племени к племени и довольно часто сильно отличается от учений Пророка. «Каждое племя, – утверждает один из путешественников, недавно побывавших в Йемене, господин Халеви, – имеет свои законы».

Уголовное право

Уголовное право также осуществляется согласно Корану и его толкованиям.

Как и по закону Моисея, в исламе за основу принят закон возмездия «око за око». Как мы уже говорили, это был основополагающий и единственно возможный принцип всех первоначальных сводов законов.

В предыдущей работе мы также показали, что право наказывать изначально принадлежало оскорбленному или его семье, поскольку в древнем обществе за единицу принималась всегда семья. Если нельзя было отомстить отцу, то возмездие падало на его сына или внука. Именно так поступает библейский Бог, мстя за беззаконие отца «его детям вплоть до третьего или четвертого поколения».

Закон возмездия

Закон возмездия «око за око» благоприятствовал тому, что число умышленных убийств сократились, однако он способствовал тому, что ответные действия возмездий длились довольно долго. В конце концов, он был заменен денежной компенсацией родственникам жертвы.

Такая система просуществует до того дня, пока право наказывать, осуществляемое вначале оскорбленным человеком или его семьей, не будет передано обществу. Однако эта завершающая стадия развития уголовного права будет достигнута только обществами с сильной центральной властью.

Поскольку такая организация власти не существовала во времена Мухаммеда, уголовное право, основанное на толковании Корана, сохранялось в примитивных формах возмездия или компенсации. Закрепленное религиозным законом в таком виде, это право навсегда осталось неизменным.

Продолжение Истории арабской цивилизации читайте в посте Око за око



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика