Око за око
автор: Tatyana / дата: 2019-08-02

Закон Моисея «око за око», «зуб за зуб», смягченный немного системой  компенсации, все же остался фундаментальным принципом уголовного права, согласно Корану.

око за око, зуб за зуб
Законы арабов в своей основе придерживаются главного принципа — «око за око, зуб за зуб»

Прощение, все же рассматривается предпочтительнее, чем месть, что уже является огромным прогрессом, поскольку в древности те, кто не мстил обидчику, предавался позору. Далее приводятся выдержки из Корана, которые имеют отношение к  преступникам и их наказанию.

Выдержки из Корана

«Когда вы осуществляете месть, пусть она будет соразмерна нанесенной обиде, но если Вы предпочитаете стерпеть обиду, это принесет большую пользу, тем, кто терпеливо перенес страдания». (XVI, 127)

О, правоверные! За убийство вас ожидает возмездие – свободный человек за свободного человека, раб за раба, женщина за женщину. С тем, у кого за боль утраты отнимут брата, должны обращаться гуманно, и он, в свою очередь, должен благодушно вести себя по отношению к тому, кто отнял у него брата. (II, 173)

Смягчение приговора может вынести правитель благодаря своему великодушию. Но тот, кто попадается на похожем преступлении, будет подвергнут жестоким пыткам. (II, 174)

Тот, кто убьет человека, не говоря уже о том, кто это уже сделал, будет считаться убийцей всего рода человеческого; к тому же, кто спас жизнь кому-либо, будут относиться как к спасителю человечества. (V, 35)

Что касается вора или воровки, то Вы отрежете им руки в наказание за содеянного, как если бы эта кара исходила от самого Господа. (V, 42)

Плата за кровь

Толкователи Корана дополнили деталями все, что касалось платы за пролитую кровь. В случае преднамеренного убийства наказанием является смерть, за исключением тех случаев, когда наследник согласен принять плату, возмещающую пролитую кровь.

В случае не преднамеренного убийства плата за кровь составляет 10 верблюдов, и от этой платы нельзя отказываться. За простые обиды плата возмещения ущерба может варьироваться в зависимости от глубины оскорбления.

Плата за кровь возлагается на всех родственников убийцы или на всех членов его семьи. Если убийца не известен, то ответственность возлагается на общину, в которой он жил. Таким образом, мы видим, насколько тесной была взаимосвязь у арабов между членами одной семьи или общины.

Наказания за преступления

Убийство и нанесение увечий по Корану, равно как и в большинстве древних сводов законов, являются единственными видами преступлений, дающими право на предоставление выкупа. Для краж и разбоя предусмотрены различные меры наказания. Вор, например, лишается правой кисти руки при первой краже и левой ноги при второй.

Тюрьма, увечья или пытки являются наказанием за разбой. Супружеская измена карается избиением камнями, однако необходимо, чтобы факт измены подтвердили четверо свидетелей, а виновный признал свою вину. Нарушение закона под действием алкогольного опьянения карается, или, по крайней мере, каралось, сорока ударами кнута.

Права арабов

В упомянутых выше произведениях предписания, относящиеся к гражданскому праву, представлены в большом количестве. Подробностей, которые мы только что изложили, касающихся собственности, права наследования и др., вполне достаточно, чтобы сложилось мнение об основных положениях этих законов.

Сведения, содержащиеся в Коране о праве на собственность, были весьма ограниченными, однако все, что касается этого права, было хорошо изложено толкователями. Это право всегда соблюдалось арабами, даже в отношении собственности завоеванных народов. Земля, которая была отобрана у последних в результате борьбы, впоследствии возвращалась им с помощью выкупа, который редко превышал пятую часть урожая.

Самостоятельное заселение нового места в сочетании с трудом составляло для арабов право на собственность. По их мнению, распахивать ранее не возделываемую землю – значит давать новую жизнь мертвой земле, и, тем самым, приобретать право на собственность.

Право на предъявление претензий, хотя и не признанное большинством толкователей, являлось неограниченным. Традиция малекизма признает право на предъявление претензий в течение 10 лет между чужеземцами, и 40 лет – между родственниками.

Продолжение книги История арабской цивилизации читайте в посте Права мусульман



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика