Первый период творческой деятельности Мериме завершается его историческим романом «Хроника царствования Карла IX» (1829 г.). Это своего рода итог идейных и художественных поисков писателя в эти годы.
Влияние романтизма еще долго прослеживалось в произведениях писателя: его дыхание ощущается во всем его творческом наследии. Со временем, правда, литературная деятельность Мериме стала принимать все более ярко выраженный реалистический характер. Наглядное тому подтверждение как раз и обнаруживается в «Хронике царствования Карла IX».
Примером жадного интереса к исторической подоплеке и глубокого осмысления исторического прошлого своего народа являются его произведения – драма «Жакерия» и роман «Хроника царствования Карла IX». Изучением национального прошлого в то время (20-е – начало 30-х гг. 19 столетия) была охвачена вся передовая общественность Франции, что находит свое отражение в художественной мысли многих писателей.
То были годы яростной борьбы за свержение Реставрационного режима, что, как нельзя лучше, способствовало расцвету французской исторической науки, во главе с такими выдающимися и блестящими историками, как Гизо, Минье, Тьерри, Кине, Мишле. Во Франции этот период стал своеобразным венцом развития исторического жанра в литературе. Расцвет его был подготовлен еще творчеством Стендаля, автора «Расина и Шекспира». В дальнейшем он подарит человечеству богатейшие труды в жанре исторического романа и исторической драмы.
Замысел «Хроники царствования Карла IX»
В своей «Хронике…», равно как и в «Жакерии», Проспер Мериме изобразил переломные общественные потрясения, которые внесли существенные изменения в жизнь обычных французов. Действие его романа протекает во второй половине 16 века, на фоне религиозных и гражданских войн. Кульминацией в развитии сюжета становится Варфоломеевская ночь, печально вошедшая в историю своей кровавой резней гугенотов руками католиков. Выбор писателем данной темы – не случаен. Она была тесно связана с животрепещущими проблемами современной действительности. В «Хронике царствования Карла IX» писатель изображает общественный бунт, поднятый правящей верхушкой. Подобная тема звучала довольно злободневно в конце 20-х гг. 19 века во Франции. В то время круги дворянской реакции, вхожие в правительство, готовились насильственным путем изменить конституцию, чтобы восстановить абсолютной диктатуры. У французов были еще свежи воспоминания об ужасных расправах «белого террора», что сопутствовало восстановлению власти Бурбонов. Осмысливая события давнишнего прошлого, Мериме не столько старался подогнать их под современность, сколько – найти в них ключ к закономерным явлениям современной ему эпохи. Тем самым, пытался сделать более широкие исторические обобщения.
В предисловии к своему роману Мериме вступает в полемику с концепцией исторического романа, предложенной романтиками. В частности, вступает в спор с литературными взглядами Виньи, написавшим роман «Сен-Мар». По мнению Мериме, романтики толкуют историю чрезмерно произвольно и упрощенно. «Вот почему я убежден, – поясняет он свою точку зрения, – что к поступкам людей, жившим в 16 веке, нельзя подходить с меркой 19 века». Он взывает к тому, чтобы писатели в первую очередь искали критерий для оценки исторических событий в обстоятельствах исторического порядка. Иными словами, изучали уровень моральных представлений описываемой эпохи, а также национальные особенности страны.
Подробнее читайте в посте Хроника царствования Карла IX
Добавить комментарий