С Национальным академическим Большим театром оперы и балета РБ я знакома очень давно, еще с детства. Правда, мои детские воспоминания скорее походят на смутные образы, чередующиеся вспышками неописуемого восторга и ощущениями всепоглощающей власти музыки над сознанием.
После затяжного перерыва, пока я колесила по Турции в поисках работы, а затем пыталась пробиться «на самый верх», жертвуя своей личной жизнью, всем свободным временем и даже сном, я снова вернулась к давно забытым ценностям. Походы в театр оперы и балета стали моим регулярным времяпрепровождением. Я шла на свидание с Прекрасным, забывая о своих несостоявшихся наполеоновских планах на жизнь. Все меркло перед величием трагедий, разыгрывавшихся на сцене. Мои личные переживания и неприятности отходили на второй план. Тут я отдыхала душой, сливаясь воедино с музыкой и переживаниями актеров. В мою монотонную жизнь врывались настоящие чувства, и еще долгое время после завершения очередного спектакля звучала гениальная музыка, вдыхавшая в меня новые силы и энергию.
Балет я полюбила больше, чем оперу, поскольку танец всегда вызывал у меня особые чувства и завораживал. Сама люблю танцевать, и потому нравится смотреть со стороны на тех, кто делает это профессионально, полностью растворяясь в танце. Тем не менее, к одной опере питаю особенную страсть, и каждый раз смотрю ее с замиранием сердца. В ней мне нравится буквально все – и божественная музыка, и прекрасные декорации, и потрясающие костюмы, и великолепные арии, с большой душой исполняемые певцами.
13 сентября 2015 года состоялось мое четвертое «свидание» с бессмертной оперой Джузеппе Верди «Аида». На этот раз решила не останавливаться на поверхностном восприятии и проникнуть чуть глубже – в историю ее создания!
История создания оперы «Аида»
На создание оперы «Аида» Джузеппе Верди подвигло египетское правительство, которое обратилось к нему в 1868 году с просьбой о написании оперы с египетским сюжетом. Оперу планировалось включить в торжества по случаю открытия Суэцкого канала. Поначалу Верди отклонил этот заказ. Однако в 1870 году после знакомства со сценарием «Аиды», композитор выразил заинтересованность и запросил гонорар в размере 30 000 долларов. В те времена это приравнивалось приблизительно к сегодняшним 200 000 долларов, а учитывая то, что в те времена налоги не взимались с доходов, можно себе представить, насколько хорошо зарабатывали тогда композиторы с мировым именем. Хедив Египта выплатил эту сумму, подписав контракт с Джузеппе Верди, когда тот еще не написал ни одной ноты. Примечательно, что взамен на столь щедрое вознаграждение правительство Египта получало лишь одну копию партитуры и право премьеры оперы в Каире – и только там. Все оставшиеся права сохранялись за композитором, включавшие, помимо прочего, отчисления за каждое исполнение оперы, где бы в мире она ни исполнялась, а также право на публикацию партитуры и либретто. Сценарий к опере был написан известным французским египтологом Огюстом Мариеттом. Тот представлял собой всего лишь набросок сюжета на 4 страницы. В основе лежала легенда из расшифрованного им древнего папируса.
Она отсылала к эпохе долгой и упорной борьбы фараонов Древнего Египта с Нубией (Эфиопией). Рисунки Мариотта послужили отправной точкой для декораций и костюмов оперной постановки. Верди, совместно со своим другом Камиллом дю Локлем развил сюжет в либретто оперы из четырех актов. Далее композитор попросил итальянского поэта Гисланцони переработать материал в итальянское либретто, предоставив детальные описания каждого поворота сюжета. Им даже были написаны некоторые стихотворные строки. Саму же музыку к опере Джузеппе Верди написал всего за четыре месяца.
Премьера «Аиды» состоялась в декабре 1871 года в Каире, вылившись в международный триумф. С тех пор эта опера Верди является неизменным украшением фактически каждой оперной труппы по всему миру.
Добавить комментарий