Пьер Корнель (1606 – 1684 гг.) родился 6 июля 1606 года в городе Руан, в Нормандии (Франция). Его отец был зажиточным буржуа и адвокатом по профессии. Сына он предназначал к той же деятельности. Учился Пьер в иезуитском коллеже. Закончив обучение, приступил к исполнению адвокатской деятельности, но оказалось, что он почти косноязычен.
Творчество Корнеля
Литературная деятельность Корнеля началась с небольших галантных стихов, за которыми последовала первая комедия «Мелита или подметные письма» (1629 г.). В то время в Руане как раз проходили гастроли труппы известного актера Мондора, который согласился поставить комедию Корнеля в Париже. Это событие послужило началом его литературной и театральной карьеры. «Мелита» пользовалась большим успехом, благодаря новизне и свежести, а также изяществу языка и стихотворных форм. (Первый сборник «Mélange poétique» вышел в 1632 году, когда Корнелю было 26 лет).
В 1635 году Корнель обращается к высокому жанру – трагедии. Его первая трагедия «Медея», написанная по образцу одноименной трагедии Сенеки, уже заключала в себе особую драматургическую манеру Корнеля – приподнятый ораторский стиль, преувеличенное изображение неистовых страстей и сильных волевых героев.
В конце 1636 года на сцене была поставлена трагедия «Сид», вызвавшая бурные дискуссии во Французской Академии.
Три трагедии Корнеля «Гораций» (1640 г.), «Цинна» (1641 г.) и «Полиевкт» (1642 г.) образуют вершину Корнелевского классицизма. После непродолжительного возвращения к комедийному жанру (комедии «Лжец» и «Продолжение лжеца» 1643 г.) Корнель целиком посвящает себя трагедии.
В его творчестве появляется новая тенденция – изображать эгоистические страсти, зависть, честолюбие и жестокость («Родогуна», 1644 г.).
В 1652 году, когда его 22 по счету пьеса «Пертарит» потерпела провал, Корнель уезжает в Руан. В течение 7 лет он ведет затворнический образ жизни, занимаясь переводами из латинской религиозной поэзии и работая над теоретическим трактатом по вопросам драматургии «Рассуждение о драматической поэзии».
В 1659 году Корнель получает от суперинтенданта финансов Фуке заказ на пьесу для придворного празднества, тем самым ему снова приходится вернуться в Париж. Однако его пьесы не получают успеха. К середине 60-х гг. 17 века Корнель начинает чувствовать свою «старомодность», что связано с растущим успехом его младшего соперника Расина.
В 1674 году выходит его последняя трагедия «Сурена». Королевская пенсия, пожалованная ему в 1663 году, была отнята у него в год его ухода из театральной деятельности. В последние годы жизни Корнель больше ничего не пишет, кроме стихов по случаю какого-либо знаменательного события. Его смерть (10 октября 1684 года) прошла почти незамеченной.
Добавить комментарий