Арабы в Сирии
автор: Tatyana / дата: 2016-11-05

Когда арабы появились в Сирии, это была богатая провинция, которая уже около семисот лет принадлежала римлянам.

Продолжение поста История арабской цивилизации

Описание первых войн, которые привели к оккупации Сирии, довольно расплывчатое. Арабские летописцы, такие как Вакеди *, на которых в основном ссылаются, облекают этот период в очень романтические рассказы, чтобы заслужить больше доверия. В каждой из своих войн арабы по его рассказам, совершают подвиги, достойные героев Гомера; даже женщины отличились своей доблестью в этих сражениях.

Что касается византийских историков, они благоразумно хранят молчание о довольно унизительном завоевании для могущественной империи Константинополя.

Завоевание Сирии

Какими бы ни были детали завоевания Сирии, неоспоримым остается одно: после ряда сражений, которые велись с переменным успехом, эта страна была полностью завоевана.

Одним из самых первых и наиболее важных завоеваний арабов в Сирии было взятие города Дамаска. Вскоре этому знаменитому городу, при правлении первых халифов династии Омейядов, суждено было лишить Медину ее титула столицы империи.

Дамаск

Стены Дамаска, по фотографии

Именно в тринадцатом году по хиджре (634 год от Рождества Христова), как раз в день смерти Абу Бакра, первого преемника Мухаммеда, арабы завоевали Дамаск: «Прощай, Сирия!» – воскликнул Гераклий, узнав об этой утрате.

Сирия и на самом деле была утрачена. После боя в Ярмуке, длившегося три дня, в результате которого византийцы были полностью разгромлены, арабы успешно захватили все города Сирии: Пальмиру, Баальбек, Антиох, Тиберийад, Наплус, Иерусалим, Тир, Триполи и др. пали под их натиском.

Император был вынужден навсегда покинуть Сирию, которую его предшественники занимали в течение семи веков.

Среди всех городов, которыми завладели арабы, Иерусалим являлся тем городом, взятие которого имело особое значимость. Последователи Пророка придавали очень большое значение завоеванию этого города, который был священным как для них, так и для христиан. Этот город, по сути, был свидетелем смерти Иисуса, одного из наиболее крупных пророков ислама, и в нем же находился знаменитый утес, с которого Мухаммед отправился на небо.

Нападение арабов на святой город было таким же энергичным, как и его оборона. Вдохновляемые патриархом Софронием христиане с рвением отстаивали гробницу своего Бога; но, как говорят историки, не могли помешать замене креста на гробнице Иисуса на символ ислама. После четырех месяцев осады Софроний вынужден был капитулировать.

В качестве условия капитуляции он выдвинул требование, что город должен быть лично передан халифу Умару, и это условие было принято. Умар выехал из Медины, практически в одиночестве, сел на верблюда, не взяв с собой ничего, кроме воды и мешка с ячменем, рисом и сухими фруктами. День и ночь он ехал, чтобы добраться до Иерусалима. Войдя в город, он проявил величайшую терпимость по отношению к его жителям, оставив им их религию, обычаи и имущество, потребовав лишь выплаты небольшой дани.

Продолжение книги История арабской цивилизации Г.Лебона читайте в посте Военные успехи арабов


* Вакеди — мусульманский историк (годы жизни 747 — 822 гг.). Европейские библиотеки хранят множество рукописей, содержащих сведения о завоевании Сирии и Египта арабами. Их авторство приписывается Вакеди, хотя некоторые ученые оспаривают это. Наибольшее внимание заслуживает рукопись «Футухам Эль Шам» (или «Завоевание Сирии»), получившая известность, благодаря произведению Самюэля Оклея «История Сарацинов», где в качестве основного источника указывается упомянутое сочинение Вакеди.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика