Главная » Арабская цивилизация » Борьба с норманнами

Борьба с норманнами
автор: Tatyana / дата: 2018-09-02

Поскольку подвиги так называемых защитников веры привели лишь к быстрому обнищанию страны, жители Сицилии вскоре смекнули, что дружба с норманнскими рыцарями обходится гораздо дороже, чем вражда с арабами, и они обратились к папе, чтобы добиться защиты от первых.

Продолжение поста Завоевание Сицилии

Поскольку увещевания понтифика не произвели никакого эффекта, он написал императору Константинополя следующее письмо, которое позволяет составить четкое представление о том, как в исследуемую эпоху христианская армия вела себя по отношению к населению страны, которую она занимала на правах друга.

Дворец Алькасар

Алькасар в Сеговии, гравюра из книги Г.Лебона «История арабской цивилизации», по фотографии

Ниже приводится письмо Папы Льва IX императору Константинополя:

«Сердце мое взволновано от горестного рассказа, о котором мне поведали посланники моего сына Аржиру. Найдя, что вольное поведение норманнской нации, ее злоба и безбожие, являются просто-таки варварскими, я решил избавить Италию от тирании этих чужеземцев. В своей ярости норманны ничего не уважают, они убивают христиан, подвергая их самым ужасным пыткам.

Чуждые любым проявлениям человечности, они не щадят ни стариков, ни женщин, ни детей, расхищают базилики святых угодников, сжигают и разрушают их. Все становится добычей их алчности.

Несколько раз я укорял их в порочности, я предупреждал их, умолял, преследовал неотступными просьбами, грозил карой Господней, однако, как сказал один мудрец, тот, кого оставил Господь, навсегда остается злым, а безумный не слышит слов. За неимением другого выхода, я решил объявить войну этим чужеземцам, чьи регулярные нападения стали невыносимыми для всех, войну священную и законную, поскольку она задумана с единственной целью защиты населения и церквей».

Ничего не добившись от императора, Лев IX попытался создать лигу против норманнов, обратившись, в частности, к немцам.

Однако епископ Айштадтский, который счел возмутительным тот факт, что именно папа стоит во главе армии христиан, помешал германскому королю Генриху III присоединиться к понтифику. Льву IX все же удалось собрать войско, численно превосходящее войско норманнов. Уповая на защиту неба, он жестоко их атаковал, но потерпел полное поражение и был заключен под стражу. Тогда он попытался расположить к себе победителей отменой отлучения от церкви, которое им грозило и своим благословением. Не вняв эти благим намерениям, норманны держали понтифика в заключении в течение одного года и выпустили его, только заручившись надежными гарантиями.

Отныне безнаказанно предоставленные совершению грабежей, норманны продолжали скрупулезно расхищать Сицилию и Италию. При этом, противостояние между защитниками и защищаемыми продолжилось в виде молчаливой ярости, к чему местное население, несомненно, в конце концов, привыкло, судя по той невозмутимости, с какой грабежи и убийства описывались в хрониках, как если бы речь шла о повседневных незначительных происшествиях.

Если норманнам предоставлялась возможность напасть на плохо укрепленный монастырь, они расхищали его подчистую. Монахов убивали всех до одного, чтобы те не могли пожаловаться. В свою очередь, если монахам удавалось захватить врасплох несколько рыцарей, они платили им тем же. Хроники на латинском языке того времени изобилуют рассказами об их взаимном обмене такого рода любезностями.

Следующая хроника, выбранная из тысячи подобных, и позаимствованная господином де ла Примодери из латинских архивов монахов обители Мон-Кассан даст довольно точное представление о нравах того времени.

«Однажды граф Радульф и пятнадцать норманнов появились у горы Кассан. Согласно обычаю, норманны, оставив свое оружие и лошадей у ворот церкви, зашли внутрь помолиться. Плохое время они для этого выбрали. Как только норманны опустились на колени перед алтарем святого Бенуа, братья-монахи монастыря тут же закрыли ворота церкви, захватили оружие и лошадей норманнов и забили тревогу. На хорошо знакомый звук колоколов сбежались вассалы аббатства и атаковали норманнов, у которых не осталось ничего для своей защиты, кроме четок.

Напрасно взывали к уважению святых мест, которые сами не имели привычку уважать. Напрасно они клялись в том, что они пришли лишь с одним намерением – помолиться и помириться с аббатом. Монахи, не желая упускать такую прекрасную возможность отомстить, не вняли их словам.

Все пятнадцать спутников графа были убиты, но его пощадили лишь потому, что сам аббат выступил посредником в этом деле. Он поспешил воспользоваться этим радостным для монахов событием, в надежде вернуть все имущество монастыря, которые захватил граф. Один только замок Сент-Андре оказал сопротивление».

Продолжение книги Г. Лебона История арабской цивилизации читайте в посте Остров Сицилия



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика