Что касается михраба мечети, не вдаваясь в просторные описания и сказав словами Жиролта де Пранжея, «что с богатством его украшения и его великолепием не может сравниться ни одно аналогичное сооружение древности или современности», следует признать, что это одно из самых прекрасных творений, которые только можно себе представить.
Продолжение поста Архитектура Испании
Между тем, арабское искусство находилось лишь на заре своего расцвета. Вскоре ему предстояло засиять ярким блеском в других великолепных постройках, таких как Альгамбра, чье яркое великолепие было призвано раскрыть для будущих поколений художественный вкус, любовь к яркости и чудесам той расы, которая их воздвигла.
Дворец Абдеррахмана
Прежде чем покинуть Корду, нам следует упомянуть также о дворце Абдеррахмана, но лишь на правах воспоминания, поскольку этого сооружения больше не существует. О нем нам известно только из хроник той эпохи. Вот, согласно арабских авторов, в пересказе господина де Пранже, описание этого сказочного дворца Загры, возведенного в десятом веке нашей эры в нескольких лье от Корду. Точность, с которой те же арабские авторы дали описание мечети этого города, является доказательством истинности следующего описания.
«Здание украшали четыре тысячи триста искусно выполненных колонн из драгоценного мрамора: залы были выложены искусно высеченными пластинами из мрамора, открывающими перед взором тысячи различных рисунков; стены этих залов были также облицованы мрамором и украшены фризами ярких оттенков; потолки, окрашенные в золото и лазурь, были украшены элегантными плетеными узорами; балки и кессоны, сделанные из кедра, были великолепно отделаны и поражали своей точностью.
В некоторых залах можно было увидеть великолепные фонтаны с бьющей прозрачной водой, падающей в мраморные бассейны различных форм и вариаций. В зале, называемом залом Халифа, находился фонтан из яшмы, украшенный золотым лебедем, представляющий собой великолепную работу, выполненную в Константинополе; с потолка свисала восхитительная жемчужина, которую Абдеррахман получил в качестве подарка от греческого императора.
Рядом с Алькасаром находились огромные сады, состоящие из девственных зарослей фруктовых деревьев и миртовых и лавровых рощ, окруженных огромными водоемами. Посреди этих садов возвышался павильон Халифа, опирающийся на белые мраморные колонны с позолоченными капителями. В центре этого павильона размещалась раковина из порфира, заполненная ртутью, которая благодаря искусному механизму постоянно била фонтаном, ослепительно переливаясь в лучах солнца. В этих изысканных садах также можно было увидеть ванные с мраморными резервуарами, коврами, материями, вытканными из шелка и золота, на которых были изображены цветы, лес и животные, вытканные так искусно, что казались живыми…
«Белый мрамор был привезен из Альмерии; розовый и зеленый – из Карфагена и Туниса. Высеченный позолоченный фонтан был изготовлен в Сирии, по некоторым утверждениям, в Константинополе. Там можно было увидеть высеченные человеческие фигуры, привезенные греком Ахмедом; халиф приказал разместить там двенадцать фигурок животных, сделанных из золота и украшенных драгоценными камнями, изготовленными в королевской мануфактуре в Корду, и вода постоянно текла у них из пасти».
Позолоченный потолок в зале Халифа был украшен прозрачными мраморными плитками различных цветов, такой же была и декорация стен. В центре находился огромный мраморный бассейн, наполненный ртутью, в каждом углу находилось восемь дверей с арками из слоновой кости и эбенового дерева, украшенные золотом и драгоценными камнями, и поддерживаемые колоннами, изготовленными из различных пород мрамора и чистого хрусталя.
Ибн-Хаян рассказывает, что этот дворец содержал 4 312 колонн различных пропорций; из которых 1013 были доставлены из Африки, 19 – из Рима, а 140 колонн в качестве подарка передал Абдеррахману император Константинополя. Остальные колонны были привезены из различных частей Испании, Таррагоны и других мест. Все двери были изготовлены из позолоченного или посеребренного железа или меди.
Добавить комментарий