«Когда наши соотечественники, – пишет Раймон Проворный, каноник средневекового поэтического общества Пюи, стали хозяевами бастионов и башен, можно было наблюдать дикие вещи, которым подвергались сарацины.
Продолжение поста Взятие Иерусалима
У одних была отрублена голова – и это было самое малое, что могло произойти, поскольку у тех, кто бросился защищать высокие стены, голова была пробита копьем; другие, после долгих мучений, были сожжены на костре. На улицах и площадях Иерусалима можно было видеть части оторванных голов, рук и ног. Повсюду продвигаться можно было только по трупам. Но все это было лишь малой частью содеянного»…
Добрый каноник дает «милое» описание избиения 10 000 мусульман, которые укрывались в мечети Омара:
«В древнем храме Соломона, – говорит он, – было столько крови, что мертвые тела плавали туда-сюда на паперти. Можно было видеть проплывающие кисти и отрубленные руки, которые присоединялись к чужим телам, так что невозможно было определить, какому телу принадлежит рука, которая подплывала к туловищу. Сами солдаты, которые являлись виновниками этой резни, с трудом выносили исходящее от нее зловоние».
Было решено, что этого, первого, избиения недостаточно. Совет крестоносцев постановил полностью вырезать население Иерусалима: будь то мусульмане, евреи либо христиане-схизматики (раскольники). Общее количество населения составляло 60 000 человек. Операция продлилась 8 дней, несмотря на все усердие, прилагаемое набожными рыцарями. Женщины, дети, старики – никому не было пощады.
Чтобы набраться сил после утомительной массовой резни всего населения, крестоносцы предались самым отвратительным оргиям. Сами христианские летописцы, несмотря на всю их снисходительность, стыдились поведения защитников веры: Бернар, хранитель церковной сокровищницы, называет их безумцами; Бодуэн, архиепископ округа Доль, сравнил их с кобылами, которые валяются в грязи «computruerunt illi, tanquam jumenta in stercoribus».
Взятие Иерусалима
Взятие Иерусалима произвело одинаковый резонанс не только в мире ислама, но и в мире христианства. На мгновенье показалось, что престиж учеников Пророка, который оставался столь могущественным на протяжении пяти веков, был поколеблен.
Однако если потрясение и было настолько сильным для мусульман, то этот переворот привел к тому, что среди правителей мусульманского мира сразу же угасли все раздиравшие их противоречия. Султан Каира забыл о своем соперничестве с халифом Багдада, и оба послали своих легатов для принятия определенных мер, чтобы поправить это бедственное положение.
Взятие Иерусалима обошлось христианам в миллион человеческих жизней и стоило разрушения части Европы. Таким образом, можно было бы уповать на то, что они сумеют удержать победу, доставшуюся им такой высокой ценой. Однако этого не произошло. Иерусалим вскоре вновь пал и оказался, как всегда, под властью последователей Мухаммеда.
Годфруа был избран королем Иерусалима. Он заслужил это высокое звание своей храбростью, которую он доказал в бою. Однако храбрости и смелости оказалось недостаточно, чтобы образовать империю. Новый король, будучи доблестным полководцем, оказался бездарным правителем. Вскоре он умер, а его приемник Балдуин показал себя не намного способнее своего предшественника.
К тому времени, когда Балдуин умер в 1119 г., франкское господство в Палестине длилось уже на протяжении двадцати лет и привело лишь к разрушениям и сокращению численности страны. Здесь, как и в Европе, был введен феодальный строй, а территория страны была разделена между сюзеренами: графом Триполи, Аскалона, Джаффа и т.д., которые постоянно воевали друг с другом. Все эти маленькие тираны, стремясь обогатиться, быстро обратили в руины страну, некогда такую богатую во времена разумного правления арабов.
Продолжение книги История арабской цивилизации читайте в посте Описание крестоносцев
Добавить комментарий