Сельское хозяйство и ремесла также достигли большого размаха. Вина Шерада и Испахана получили признание и стали экспортироваться в дальние страны.
Производством великолепных тканей занимались в Мосуле, Алепе и Дамаске. Планомерно осваивались месторождения соли, серы, мрамора, железа и свинца.
Повсеместно было организовано государственное образование. Со всех концов света приглашались самые знаменитые наставники. Особенное внимание уделялось астрономии, получившей такое развитие, что проводились вычисления, которые европейцы смогли предпринять только в современную эпоху, как например, измерение дуги меридиана. Во всех школах изучались и переводились древнегреческие и римские авторы, особенно те, которые занимались философией и математикой.
Изучение античности получает тогда такое же широко распространение, какое ему суждено было получить в Европе несколько веков спустя.
Арабы привнесли в изучение этих, таких новых для них наук, всю свою пылкость. Общественные библиотеки, школы, лаборатории множились повсюду. А когда в других главах мы более детально ознакомимся с их цивилизацией, то увидим, что арабам принадлежат важные открытия практически во всех отраслях науки.
Уровень культуры арабов
Предыдущий обзор показал, что практически сразу после своих завоеваний арабы смогли достичь высокого уровня культуры. Но умелое управление, такие сложные ремесла, как исследование шахт, зодчество и т.д. не возникают вдруг на пустом месте, а такие науки как астрономия, тем более не возникают сами по себе. Нашего краткого обзора будет вполне достаточно, чтобы показать, что заслуга арабов заключается лишь в том, что они продолжили развитие цивилизации, которая существовала до них.
В науке, искусстве, знаниях об управлении и т.д. они всего-навсего продолжили греко-римские традиции, но значительно их усовершенствовали, тогда как византийцы, передавшие им это ценное наследие, не сумели воспользоваться им, что привело их цивилизацию к самому печальному упадку.
Желание получить образование было у арабов настолько сильным, что багдадские халифы использовали все средства для привлечения самых знаменитых ученых и художников ко двору. Один из халифов был готов даже объявить войну императору Константинополя, если тот не разрешит их известному математику преподавать в Багдаде. Художники, ученые, образованные люди всех вероисповеданий и стран: греки, персы, копты, халдеи приезжали в Багдад, который превратился в настоящий интеллектуальный центр мира. Аль-Мамун, сын Харуна, по словам Абульфараджа, «считал ученых избранниками Бога для совершенствования разума: это светочи мира, вдохновители рода человеческого. Без них земля должна была снова вернуться к первобытному варварству».
Продолжение книги Г.Лебона История арабской цивилизации читайте в посте Восточная роскошь
Добавить комментарий