Главная » Арабская цивилизация » Нравственные предписания Корана

Нравственные предписания Корана
автор: Tatyana / дата: 2020-05-09

Отсюда следует, что черты морального облика народа надо искать не в религии. Я повторюсь, что все религии имеют превосходные моральные принципы, и если бы они соблюдались, на земле бы царил Золотой Век.

Продолжение поста Религия и мораль

Однако способ выполнения этих принципов зависит от места, времени, народа и самых различных условий. Именно по этой причине даже народы, исповедующие одну и ту же веру, зачастую обладают разным нравственным уровнем.

Подсвечник султана Калауна, по рисунку Приса д’Авесна

Моральные принципы Корана

Все вышеперечисленное правомерно для всех существующих религий, в том числе и религии мусульман. Моральные принципы Корана очень высоки, однако их использование различается в зависимости от этноса, места, эпохи.

На этапе становления ислама мораль арабов находилась на гораздо более высоком уровне, чем у других существующих в то время народов, особенно по сравнению с христианами.

Их справедливость, умеренность, доброжелательность и терпение по отношению к завоеванным народам, соблюдение ими своих обязательств, их благородный характер просто изумляют и явно контрастируют с поведением других народов, в частности, с поведением европейцев во время крестовых походов.

Если же все же придать религии то влияние, которое ей обычно приписывают, мы вынуждены будем констатировать, что мораль Корана намного выше морали Евангелия, поскольку народы, исповедующие ислам, находились на более высоком нравственном уровне, чем народы, принадлежащие христианской религии.

Однако все вышесказанное нами о независимом положении религии от морали, доказывает, насколько ошибочным был бы подобный вывод. Нравственные устои мусульман менялись, так же как и нравственные принципы христиан, в зависимости от различных факторов, о которых мы упоминали ранее.

Падение нравов

Будучи весьма высокими в одну эпоху, эти принципы падали очень низко в другую. Продолжительное господство турков и доминирование их политического режима значительно снизили уровень морали тех восточных народов, которые находились под их властью.

В стране, где каприз властителя и его прихоти становятся единственным законом, где каждый житель подвержен тирании множества мелких чиновников, которые только и делают, что ищут пути собственного обогащения, где нет никакой справедливости, где признается лишь власть денег, а коррупция становится нормальным явлением – в такой стране нет места моральности.

Нравственные принципы восточных народов

Тем самым, современные нравственные принципы восточных народов, находящихся в подчинении Турции весьма низкого уровня, однако Коран здесь совершенно ни при чем, равно как и Евангелие, которое не имеет никакого отношения к снижению уровня нравственности у христианских народов, находящихся под тем же режимом.

Таким образом, все вышесказанное в достаточной мере доказывает, сколь ничтожны основания для формирования мнения, которое сегодня так распространено в Европе, что именно религия Мухаммеда привела некоторые восточные народы к тому низкому уровню духовности, на котором они сегодня находятся.

Такое убеждение возникло вследствие целого ряда заблуждений, таких как, например, мнение о том, что Коран породил полигамию, что исповедуемый им фатализм толкает людей к бездействию, и, наконец, мнение о том, что Мухаммед требовал от своих последователей лишь выполнение тех практик, которые казались простыми.

Читатель, который внимательно следил до сих пор за нашей мыслью, сразу же подметит, насколько неточны данные утверждения. Мы знаем, что многоженство существовало на Востоке еще задолго до Мухаммеда, что Коран проповедует не больше фатализма, чем любая другая религиозная книга, и если арабы и являются фаталистами по своей натуре, этот фатализм не привел их к бездействию – иначе арабы не создали бы такую могущественную империю.

Мы показали, что нравственные предписания Корана являются такими же возвышенными, как и заповеди иных религиозных книг.

Если бы Коран действительно повлиял на деградацию мусульман, мы вынуждены были бы констатировать, что восточные народы, которые не являлись ни фаталистами, ни многоженцами, такие как христиане Сирии, должны были бы избежать этого упадка.

Продолжение книги Г.Лебона История арабской цивилизации читайте в посте Влияние Корана



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика