«Рабство в Египте – явление настолько мягкое, настолько естественное, полезное и плодотворное, – говорит господин Шарме, – что его полное исчезновение станет настоящим бедствием.
Продолжение поста Рабство на Востоке
В тот день, когда дикие племена центральной Африки не смогут больше продавать пленных, которых они захватили на войне, очевидно, что, не желая их кормить за свой счет, они просто съедят их.
И если рабство является отвратительной раной, которой человечество стыдится, тем не менее, оно предпочтительнее людоедства, по крайней мере, с жизненной позиции тех, кого съедят.
Альтернатива рабству
С точки же зрения английских филантропов, получается, что они находят более приемлемым для человеческого достоинства, чтобы негры были съедены своими собратьями, нежели находились под иностранным игом».
«На сегодняшний день свобода, предоставленная рабам, – пишет господин де Вояны, директор языковой школы в Каире, – позволит им вести жизнь по своему усмотрению, без каких-либо тревог. Однако этой привилегией пользуются очень немногие.
Они предпочитают положение зависимости, свободное от всякого давления, нестабильности положения свободного человека, которое зачастую представляет собой лишь источник бедствий и испытаний».
Рабы в Египте
«Положение раба в Египте далеко от положения несчастного человека. Практически всегда оно поднимает его над тем социальным уровнем, на котором он находился до того, как стал рабом. Многие из них, в основном, белые, достигли на своих постах знатного положения.
Ребенок, родившийся от рабыни, имеет равное положение наряду с законным ребенком, и если он старший в семье, у него есть все прерогативы, принадлежащие ему по праву первенца. Известные ополчения мамелюков, которые так долго правили Египтом, выбирало себе рекрутов только из числа рабов.
Али бей, Ибрагим бей, свирепый Мурад бей, потерпевший поражение в битве при пирамидах – все они были куплены на невольничьих рынках. И сегодня нередко можно встретить офицера высокого звания или чиновника высшего ранга, которые в молодости были рабами. Можно даже наблюдать, как усыновленный раб, получив отличное образование, женится на дочери своего хозяина».
Отношение к рабам на Востоке
К рабам относятся с невероятной мягкостью не только в Египте. Такое же отношение можно наблюдать во всех странах, исповедующих ислам. По случаю своего путешествия в Неджед англичанка леди Блант, рассказывая о своем разговоре с одним арабом, написала следующие строки:
«Одного он не мог понять – почему английское правительство заинтересовано в отмене работорговли. Мы объяснили ему, что это делается из гуманных соображений. «Но, – отвечал он, – торговля никогда не была сопряжена с жестокостью».
И продолжал настаивать: «Кто-нибудь когда-нибудь видел, чтобы с негром плохо обращались?» Мы, действительно, не могли сказать, что где-либо видели подобное обращение с рабами в Аравии, и, по сути, добавляет английский автор, раб среди арабов – скорее избалованный ребенок, нежели слуга».
Ничто, без сомнения, не достойно такого осуждения, как рабство. Однако это осуждение строится относительно искусственных принципов, которые были созданы людьми, игравшими самую слабую роль в положении вещей. Даже не ставя себя на место негра, очевидно, что для такого низко развитого существа рабство является замечательной перспективой.
Борьба с рабством европейцев
Ничто не может значить больше для этих инфантильных, слабых, легкомысленных созданий, чем хозяин, которого заинтересованность в нем вынуждает предвидеть все его потребности. Доказательством тому нам служит печальная картина упадка, который настиг большинство американских рабов, ставших свободными после гражданской войны в США, которым не на кого было рассчитывать, кроме самих себя.
Что касается искоренения работорговли, заслугу в чем приписывают себе англичане, то, чтобы преуспеть в этой попытке, понадобилось бы заглушить потребность в рабах, то есть полностью изменить нравы всего Востока, и, тем самым, частично изменить и весь остальной мир.
До сих пор лицемерное вмешательство европейцев в дела, которые, в действительности, их мало интересуют, не принесли никаких результатов, и единственное, чего они добьются, так это еще большей ненависти жителей Востока.
«Экспедиции против негров Судана, которые наделали много шума, в действительности оказались, утверждает англичанин Дж.Купер, в своей недавней работе о работорговле в Африку, набегами, влекущими за собой убийство за убийством».
Было разрушено несколько постов охотников за рабами, которые, впрочем, были тут же восстановлены после отбытия экспедиции, но, в целом, те огромные потери материальных средств и людских жизней принесли мало пользы, да и никогда подобные попытки никоим образом не могли помешать работорговле».
Европейцы, которые вторглись на Восток с целью силой помешать работорговле, несомненно, являлись добродетельными филантропами, движимыми самыми чистыми намерениями.
Однако восточные жители отнюдь не были убеждены в чистоте этих намерений и отмечают, что те же самые добродетельные филантропы, такие мягкие по отношению к черным, принуждают китайцев с помощью пушечных выстрелов терпеть поставки опиума.
От него за год погибнет больше людей, чем от торговли неграми за период в 10 раз более продолжительный.
Продолжение Истории арабской цивилизации читайте в посте Общество арабов
Добавить комментарий