Трактат Стендаля «Расин и Шекспир» представляет собой попытку дать обоснование реалистическим тенденциям, наметившимся в то время в литературе. Стендаль убежден, что современные произведения следует писать так, чтобы они были понятны и доступны для современного читателя. Сопоставляя Расина и Шекспира, Стендаль приходит к выводу, что Расин устарел, в отличие от Шекспира, которому и следует подражать, изображая действительность.
Вначале автор ставит вопрос, какое литературное произведение имело наибольший успех за последние 10 лет. Говорит о романах Вальтера Скотта, которые описывает, как «романтическая трагедия со вставленными в нее длинными описаниями». Приводится рассуждение о двух видах удовольствия:
– драматическом и
– эпическом (внешнее удовольствие: красивый возвышенный стих, говорящий о любви, патриотизме и т.д.)
Возникает спор между академиком и романтиком. Романтик указывает на нелогичность единства времени и места. Он также повествует о возможности полной иллюзии, когда зритель не дает себе отчета, что происходящее на сцене – это вымысел. И добавляет, что такие краткие мгновения полной иллюзии чаще встречаются в трагедиях Шекспира, нежели в трагедиях Расина.
Глава II. Смех
Один немецкий князь назначил премию за лучшую философскую диссертацию о смехе. Что такое смех? – ставится вопрос.
Гоббс: «Эта знакомая всем физическая судорога происходит тогда, когда мы неожиданно замечаем наше превосходство над другим».
Глава III. Что такое романтизм
«Расинова трагедия может охватить лишь последние 36 часов действия. Следовательно, изобразить развитие страстей она совершенно не в состоянии. Какой заговор успеет составиться, какое народное движение сможет созреть за 36 часов»?
Выводится определение для романтизма. «Романтизм – это искусство давать народам такие литературные произведения, которые при современном состоянии их обычаев и верований могут доставить им наибольшее наслаждение.
Тем самым, утверждается, что Софокл и Еврипид были в высшей степени романтичны для своего времени, но подражать им в 19 веке и надеяться, что эти подражания не вызовут зевоту – это классицизм.
«Расин и Шекспир» – ответ на антиромантический манифест, прочитанный господином Оже на торжественном заседании Французского института. В манифесте – приговор романтизму. Автор пробует прочитать этот манифест в тесном кругу, но его прерывает адвокат, говоря, что чтение этого документа подходит лишь для залы Академии.
Стендалю претит тирания единства и времени в произведениях Расина. Он считает, что подобные ограничения сковывают творческий полет мысли авторов. В то время (20-е гг. 19 века) термина «реализм» еще не существовало. Тем самым, Стендаль полагает, что читателя и зрителя современный автор не вправе лишать возможности использовать свое воображение. В задачи современного писателя входит непосредственное отражение действительности в том виде, в каком она существует в реальности. Иными словами, романтик (а с вкладываемым в это слово смыслом, скорее, «реалист») обязан руководствоваться дерзкой свободой. Драму следует писать только прозой (никакой лирики). События при этом могут длиться несколько месяцев и происходить в разных местах. Современные произведения должны предоставлять современникам тот жанр, который им необходим. Стендаль утверждает, что все великие писатели были романтиками, а классиками можно назвать тех, кто спустя столетия после их смерти пытается им подражать, вместо того, чтобы подражать природе.
Добавить комментарий