Фатализм
автор: Tatyana / дата: 2016-10-04

Распространение Корана в Китае было не менее значительным. В следующей главе мы увидим, насколько стремительным было там распространение ислама. Хотя арабы никогда не завоевывали и толики Небесной империи, на сегодня в ней насчитывается более двадцати миллионов мусульман*. 

Продолжение поста Религиозная терпимость

фатум

Арабы всегда верили в фатум или судьбу

Упрек в фатализме, сделанный в отношении религии Пророка, представляется не более серьезным, чем те, на которые мы уже ответили. В цитатах, приведенных из Корана относительно вопроса фатализма нет ничего, чего бы не было представлено в других религиозных книгах, например, в Библии. Теологи, философы, и в частности, Лютер, признавали, что ход вещей неизменен. «Против свободы воли высказываются все свидетельства Святого Писания, пишет великий основатель реформ. Эти доказательства бесчисленны; более того, они-то и составляют само Писание».

Фатализм в Коране

Фатальность присутствует в религиозных книгах любых народов.  Древние люди называли ее судьбой и возводили ее во главу всех вещей, как абсолютную власть, которой должны подчиняться люди и боги. События, предначертанные ею, всегда должны были свершаться. Эдип напрасно пытался спорить с оракулом, предсказавшим ему, что он убьет своего отца и женится на своей матери. Ему не избежать неумолимой судьбы.

Тем самым, Мухаммед показал себя не большим фаталистом, чем основоположники предшествующих религий. Я бы добавил, что он показал себя не большим фаталистом, чем современные историки, которые вслед за Лапласом считали, согласно идее, выдвинутой Лейбницем, «что разум, который на какой-то заданный момент познал бы все силы, властные над природой, и соответствующее положение вещей, которые ее составляют, если бы, к тому же, он был довольно велик, чтобы подвергнуть эти данные анализу, в одной формуле охватил бы движения самых крупных тел вселенной и самых легких атомов. Не было бы ничего, чего бы он не знал, и будущее, как и прошлое, предстали перед его глазами».

Восточный фатализм, составляющий основу философии арабов и большинства современных мыслителей, в силу малой изученности обратной стороны вещей, представляет собой своего рода спокойную безропотность, которая учит человека переносить без напрасных жалоб законы судьбы. Но смирение скорее является результатом характера, чем веры. Задолго до Мухаммеда арабы были фаталистами, и эта концепция вещей была чужда им как во времена их величия, так и во времена их упадка.

Продолжение читайте в посте Когда Мухаммед умер


*Данные приводятся на момент написания Г.Лебоном книги «История арабской цивилизации«, т.е. около 1884 года

 


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика