Преобразования арабских правителей в Испании затронули не только материальную и интеллектуальную, но и моральную сферу. Арабы привили, или, по крайней мере, попытались привить христианам самое ценное из человеческих качеств: терпимость.
Продолжение поста Халифы
Их терпимость по отношению к завоеванному населению была столь велика, что они даже позволили епископам проводить церковные соборы: в качестве примеров можно привести соборы в Севилье в 782 году и в Корду в 852 году. Многочисленные христианские церкви, построенные во времена господства арабов, также свидетельствуют об уважении, с которым арабы относились к религии и культуре народов, подчиненных их воле.
Испания при арабах
Многие христиане обратились в мусульманскую веру, хотя у них и не было особого причин делать это, поскольку христиане, жившие при господстве арабов и по этой причине называемые Мозарабами, находились на равном положении, как впрочем, и иудеи, с мусульманами, и могли, наряду с последними, занимать любые государственные должности. Испания при арабах была единственной страной в Европе, где иудеи получили защиту, что в конечном итоге привело к увеличению их численности там.
Рыцарский кодекс
К своей огромной терпимости, арабы Испании присовокупили еще и рыцарский кодекс чести. Эти законы рыцарства: не обижать слабых, быть великодушными по отношению к побежденным, свято держать свое слово и т.д., которые христианские нации переняли гораздо позже, и которые, в конце концов, оказали на души людей более глубокое действие, чем сама религия, пришли вместе с ними в Европу.
Подобно христианскому рыцарству более позднего периода, у арабских рыцарей был свой кодекс. Титул рыцаря мог получить только тот, кто обладал следующими десятью качествами: «Доброта, достоинство, любезность, поэтический талант, красноречие, сила, умение ездить верхом, умение орудовать копьем, фехтовать и стрелять из лука».
Арабские хроники Испании изобилуют повествованиями о том, насколько эти качества были в ходу. Когда, в 1139 году, Вали из Корду предпринял осаду Толедо, принадлежащего в то время христианам, королева Беранжер, пребывавшая там, отправила к нему посланника, чтобы ему доложить, что храброму, галантному и любезному рыцарю не пристало нападать на женщину. Арабский военачальник тут же отступил, попросив в награду право лично засвидетельствовать свое почтение королеве.
В конце концов, эти рыцарские обычаи стали распространяться и среди христиан; но это происходило крайне медленно, и мы можем составить представление о том, что собой представляли рыцари в одиннадцатом веке, судя по самому знаменитому среди них Сиде Кампеадоре, Родриго де Вивар.
Продолжение книги Г.Лебона История арабской цивилизации читайте в посте Сид Кампеадор
Добавить комментарий