КНИГА ПЯТАЯ
Две великие цивилизации, персидская и византийская метали свои последние громы и молнии, когда арабы начали свое вторжение.
Продолжение поста Влияние Корана
Источник научных и литературных знаний арабов
Новый мир, куда проникли последователи Пророка, ярко поразил их пылкое воображение, и они вскоре принялись изучать искусство, литературу и науки с тем же рвением, с каким они осуществляли свои завоевания.

Как только халифы убедились, что их империя упрочила свои основы, они начали создавать во всех крупных городах образовательные центры и объединяли вокруг них всех ученых, способных переводить на арабский язык наиболее известные произведения, в частности, произведения греков.
Особые обстоятельства сделали это мероприятие простой задачей. Начиная с определенного времени, научные знания греко-латинской античности распространялись в Персии и Сирии.
Знания греков
Когда несторианцы были изгнаны из Восточной империи, они создали в Эдессе, в Месопотамии, школу, которая пропагандировала знания греков в Азии.
Когда, при Зеноне Изорийском, последняя была разрушена, ее преподаватели были радушно приняты Сасанидскими королями и этот теплый прием впоследствии привел в Персию ученых из школ Афин и Александрии, когда они были закрыты Юстинианом.
Они переводили на наиболее распространенные языки Востока с сирийского, халдейского и других языков, а также самых именитых греческих авторов, таких как Аристотель, Гален и Диоскорид.
Когда арабы завладели Персией и Сирией, там они обнаружили крупицу ценнейшего запаса греческой науки. Под их влиянием, сирийские версии были переведены на арабский язык; древнейшие авторы, которые до этого еще не переводились, вскоре стали переводиться, а научные и литературные исследования обрели новый интерес.
Арабы не долго довольствовались этими переводами; многие из них научились читать древних авторов, особенно греков, на их родном языке, также как им пришлось учить в Испании латинский и кастильский языки.
Библиотека Эскориала содержит арабско-греческие, арабско-латинские, арабско-испанские словари, которые были составлены авторами мусульманского происхождения.
От учеников к учителям
На этом первом этапе посвящения, который можно сравнить с пребыванием ребенка в колледже, которое он должен пережить, чтобы получить доступ к сокровищнице знаний, накопленных предшествующими поколениями, знания греко-латинской античности служили основой для обучения любого образованного араба.
Тем самым, греки являлись первыми учителями арабов, однако последние обладали слишком большой оригинальностью мысли и большой пылкостью, чтобы долго довольствоваться этой ролью учеников, которая вполне удовлетворяла Европу на протяжении всего Средневековья.
Эта первая ступень приобретения любых знаний вскоре была преодолена. Рвение, которое они вносили в процесс учебы, было поистине удивительным, и если, с данной точки зрения многие народы, смогли бы сравниться с ними, то, возможно, не найдется ни одного народа, который бы их превзошел.
Здравствуйте. Многие пишут что большинство ученых исламского золотого века были персы, сирийцы, ассирийцы и др народы, но не арабы, ибо сами арабы якобы были малоспособны к науке. Согласны ли вы с этим утверждением?
Я не берусь что-либо утверждать наверняка. Не являюсь свидетелем столь давних событий. Утверждать спустя столько веков можно все, что угодно, но это еще не значит, что так было на самом деле. Я лишь излагаю версию французского автора Гюстава Лебона, который изучал данный народ, проехав множество мест, где обитали арабы и их потомки.
Я отвечу так — что же до этого (до Золотого века Арабского халифата) сирийцы, египтяне и даже персы ничего не изобретали? Европейская версия пытается унизить Арабский халифат, говоря — к персам ещё в шестом веке сбежали учёные и философы из Византии. Да, это правда. Но где же громкие имена из Персии ДО восьмого века? Сбежали и двести лет ничего не делали? Почему?
Были и арабские учёные. А также поэты, путешественники и историки. Их действительно множество, вряд ли меньше чем в прославнной Греции. Расцвела культура и возможности, вот в чём дело. Ну да, может быть один из центров науки случайно закрепился именно в Персии. Ничего необычного или зазорного для самих арабов в этом нет.
Арабы соединили своей культурой и государственным аппаратом большую территорию. На этой территории пять веков процветала наука. Мало кто понимает, что в те времена Арабский халифат и Китай династии Сун были вершиной цивилизации. Они превзошли даже Византию — греки давно ничего нового не делали, они растеряли своих учёных и просто почивали на лаврах. Архитектура былых времен красивая, а науки больше нет. В Европе в этот момент вилке ужасались и писали трактаты о драконах — там вообще говорить не о чем.