Оседлые арабы
автор: Tatyana / дата: 2019-02-18

Помимо членов семьи, которые входили в общину и между которыми делились ее прибыли, туда входила немногочисленная домашняя прислуга.

Продолжение поста Арабская община

Она состояла либо из иноземцев, которые искали способа заработать себе на жизнь, либо из отвергнутых членов других общин, которые не нашли с ними общий язык, или из членов общин, распавшихся из-за превратностей судьбы или по каким-либо другим причинам.

кочевые арабы
Арабы-кочевники, попавшиеся в плен у берегов Туниса

Арабская прислуга

Домашняя прислуга использовалась в основном для сельскохозяйственных работ и была реальным членом общины. Их заработок состоял из части, в большинстве случаев – четверти, собранного ими урожая.

Они считались рабочей силой общины, хотя и делили с ней стол. Часто наблюдалось, что дочь семейства выходила замуж за прислугу.

Однако в таких случаях оговаривалось, что в течение нескольких лет жених будет работать только за кров и пищу. Подобный контракт напоминает контракт, который заключил Яков с Лаваном, чтобы получить в жены Ревеку.

Этот вид договоренности лишний раз показывает нам, сколь мало изменились нравы оседлых арабов с библейских времен. Также как и в те далекие времена случается даже иногда, что свекор настоятельно требует продолжения срока службы, не оговоренного в соглашении.

Женится ли наемный работник на дочери хозяина или умудряется сэкономить такое количество денежных средств, чтобы купить несколько голов скота, войти в семью и начать вести хозяйство за свой собственный счет, у этих примитивных народов положение слуги является переходным состоянием, которое неминуемо должно привести к более высокому положению.

Мужская полигамия

Как и все восточные народы, население, о котором мы только что говорили, является полигамным. Их полигамия, впрочем, вызвана необходимостью, но к этому вопросу мы вернемся в следующей главе. Скажем лишь, что эта необходимость настолько острая, что женщины сами первыми подталкивают к ней своих мужей.

Так же, как и в соседних регионах пустыни, т.е. на большей части Аравии, оседлое население Хауран оказалось в контакте с кочевыми племенами, которые, занимаясь разведением верблюдов и коз, не могли жить только тем, что давали им их стада и были вынуждены промышлять грабежом.

Интересы арабов

Интересы оседлых и кочевых арабов настолько же противоположны, насколько интересы охотника и добычи, когда первый имеет очевидную заинтересованность в том, чтобы съесть второго, а второй преследует не менее очевидную цель, чтобы не быть съеденным первым.

Однако необходимость – этот вечный и самый мощный фактор возникновения всех человеческих институтов – не замедлила примирить, по крайней мере, у арабов, настолько противоречивые интересы.

Оседлые арабы купили защиту у кочевников посредством ежегодных сборов, а кочевые племена, в свою очередь, защищали оседлое население, по крайней мере, для того, чтобы получить свою дань.

Таким образом, первые отказывались от части своего урожая, чтобы сохранить оставшуюся долю. То же самое, только в иной форме, делают цивилизованные люди, отдавая определенную сумму средств, которая является ничем иным, как частью их урожая, для того, чтобы содержать жандармов, судей и других чиновников, призванных защищать их имущество.

Арабы, о которых идет речь, не имея правительства, способного содержать полицию и армию, чтобы препятствовать расхищению, предпочли содержать тех, кто грабит. И результат тот же, и затраты небольшие.

Взамен на дань, которую платила каждая деревня, кочевники превратились в союзников оседлого населения, готовых защищать их от возможных нападений других кочевых племен. Но такие нападения случаются редко, поскольку ни одно племя не захочет развязать войну, в которой оно абсолютно ничего не выиграет, напав на деревню, находящуюся под защитой другого племени.

Продолжение книги История арабской цивилизации читайте в посте Мир арабов



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика